Финансовая система Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение финансовой системы Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
рассмотреть систему государственных органов управления финансами;
проанализировать современное состояние финансовой системы Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..
4
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……………………………………………………………..

8
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…..
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная Финансовая система РФ.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и её органы на местах - налоговые инспекции.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба, которая обязана:

  1. проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  2. проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  3. приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  4. взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.3

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

В основу совершенствования управления финансовыми отношениями положена активизация финансовой политики. В частности, это связано с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

 

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

Современная модель российской экономики, по мнению Игониной Л. Л. основана на концентрированной собственности, олигополистической структуре производства и расширенном государственном участии. Она ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов, объективно подвержена высоким конъюнктурным колебаниям цен (центры образования которых находятся за пределами Российской Федерации), объемов и структуры спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке и функционально зависит от динамики глобальной экономики и финансов.4

Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется такими показателями как:

  1. расширением роли финансового регулирования;
  2. лидированием денежных потоков и значение финансовых институтов, специализирующихся на производствесырья;
  3. сильной зависимостью от роли доступа к мировым рынкам капитала и получения внешних инвестиций;
  4. низкой финансовой глубиной;
  5. высокой фискальной нагрузкой;
  6. высоким уровнем волатильности.

Одним из важных показателей, который влияет на внешнеэкономическое развитие страны является уровень монетизации (УМЭ, в зарубежной литературе коэффициент Маршалла), который равен отношению среднегодового значения денежного показателя М2 к валовому внутреннему продукту.

Таблица 1 - ВВП, агрегат М2 и УМЭ экономики России (1997–2012 гг.)5

 

ВВП (млрд.руб.)

Среднемесячное значение денежного агрегата М (млрд.руб.)

УМЭ (%)

2011

41264,9

13652,3

33,1

2012

38797,2

13011,0

33,5

2013

44939,2

16658,5

36,8

2014

54858,6

20517,1

37,4

2015

62356,9

24390,8

39,1


В таблице 1 представлен ВВП, агрегат М2 и УМЭ экономики России за период с 2011 по 2014 гг.. Из таблицы видно, что с каждым годом данный показатель растет, что является положительной динамикой.

По мнению академика РАЕН В. Д. Андрианова «Многочисленные научные исследования показывают наличие устойчивой связи между коэффициентом монетизации и уровнем развития экономической системы».6 Он объясняет низость уровня монетизации в России по сравнению с зарубежными странами тем, что в каждой зарубежной стране финансовый рынок имеет свое длительное историческое развитие.

После периода умеренного роста в 2013 году в России началось замедление темпов экономического развития, но макроэкономическая ситуация в целом оставалась благоприятной. В 2014 году произошло несколько событий, оказавших значительное влияние на инвестиционный климат в России и настроения работающих в стране иностранных инвесторов. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России и резкое снижение цен на нефть, что привело к существенному ухудшению макроэкономической ситуации в России, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля, затруднениям с привлечением финансирования и высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках.

Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России в явном виде отразились на настроениях иностранных инвесторов: в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70% - до 21 млрд долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года. Во втором полугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций. Эксперты, связанные с деятельностью иностранных компаний, отмечают в 2014-2015 годах сокращение инвестиционных проектов, инициируемых и реализуемых иностранными инвесторами на территории России.7

Кризисные явления четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России. К традиционным проблемам, связанным с государственным управлением и бюрократией, добавляется неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем, а также неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.

В таблице 3 представлены действующие банки за последние 4 года. Из таблицы видно, что за последние 4 года количество банков сократилось на 9,3 %, в то же время увеличилось число кредитных организаций с иностранным участием на 108,0.

Таблица 3 - Число банков, 2010-2013 гг.8

Количество банков

2010

2011

2012

2013

Темп роста 2013 к 2010, в %

Действующие кредитные организации

1058

1012

978

956

90,3

Из них банки

1007

955

922

897

89,1

И банковские КО

51

57

56

59

115,7

Число кредитных организаций с иностранным участием

226

220

230

244

108,0

Из них со 100%

82

80

76

73

89,0

И свыше 50%

26

31

37

44

169,2


В 2013 году размер мирового теневого банковского сектора составил $75 трлн. Об этом говорится в опубликованном 30 октября докладе базирующегося в Базеле Совета по финансовой стабильности (FSB) при «Большой двадцатке». По сравнению с 2012 годом индустрия «теневого банкинга» увеличилась на $5 трлн.9

Отметим, что российская финансовая система остается неконкурентоспособной, служит объектом для преимущественно спекулятивных инвестиций и потоков «горячих денег» глобальных инвесторов. Ее роль в глобальных финансах незначительна. Известно, что 1/3 мировых финансовых активов приходится на финансы США, эта доля имеет тенденцию к уменьшению, но пока финансы США продолжают выступать как ядро и движущая сила (как развития, так и стагнации) мировой финансовой системы. На страны зоны евро приходится 23,6 % мировых финансовых активов, на Великобританию - 4,8 %, на Японию - 14,8 %, на Китай - 6,7 %.Доля России в мировых финансовых активов составляет в среднем 0,6 %, что ниже, чем ее доля в мировом ВВП (3,0 % в 2010 году). Кризис снизил уровень экономических свобод в России. Индекс (методика наwww.vedomosti.ru) страны потерял 0,5 пункта и составил 50.10 В итоге страна замыкает группу преимущественно несвободных стран, избежав попадания в группу «репрессивных».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, что в ближайшее время к основным источникам для привлечения долгосрочных инвестиций должны послужить финансовые средства населения. При чем в настоящее время уже имеются методы для возрастания  объема сбережений населения, которые будут направлены на инвестиционные программы экономики страны. В связи с этим надо произвести изменения структуры имеющихся финансовых доходов населения.

Другое важнейшее направление – стимулирование повышения доли сбережений и финансовых активов за счет относительного сокращения доли потребительских расходов – как путем повышения привлекательности, разнообразия и доступности инструментов инвестирования, так и вследствие ужесточения правил выдачи кредитов физическим лицам, в первую очередь потребительских кредитов.

Следующая задача заключается в том, чтобы частично перераспределить сбережения населения в пользу прироста ценных бумаг (включая паи и акции инвестиционных фондов). Целесообразно создание специальных пенсионных счетов и стимулирование их прироста.

В ближайшей перспективе остаются значительными возможности для более активного использования нетрадиционного (с точки зрения экономической теории) ресурса – средств самих предприятий реального сектора. Более того, по факту данные ресурсы являются основным (около 70% от общего объема) источником капитальных инвестиций. Для этого необходимо стимулировать следующие изменения структуры использования этих средств:

  1. во-первых, увеличить объемы инвестиций в модернизацию собственного производства, а также объема финансовых инвестиций в российские активы за счет сокращения оттока капитала, в первую очередь, в части прямых инвестиций за рубеж (исключительно за счет улучшения инвестиционного климата, включая меры налогового характера, меры по повышению уровня защиты собственности и т.д.);
  2. во-вторых, повысить вклады работодателей в пенсионное обеспечение работников через поощрение (в том числе мерами налогового характера) роста отчислений в накопительные и профессиональные (корпоративные) пенсионные системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андрианов В. Д. Монетизация экономики //http://www.andrianov.viperson.ru/
  2. Дьяченко, М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные представления / М. В. Дьяченко // Финансы и кредит. - 2012. - N 8. - С.59-67.
  3. Зубец А. Н. Рейтинг банковских брендов - 2012 / А. Н. Зубец // Финансы. 2012. № 11. С. 70-73
  4. Игонина Л. Л. Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции //Финансы и кредит. 2012. №3. С. 2.
  5. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов // http://www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf
  6. Кузяков И.С. Привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов в российскую экономику с использованием механизмов фондового рынка. // Российское предпринимательство. 2010. № 9 Вып. 1 (166). С. 94-99.
  7. Сайфиева, С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития / С. Н. Сайфиева. // ЭКО. - 2012. - N 2. - С.97-116.
  8. Фетисов, В.Д. Потребности людей и современная финансовая политика / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова // Финансы и кредит. - 2014. - N 34. - С. 11-18
  9. http://www.cbr.ru/ (Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации)
  10. http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики)

 

 

 

 

 

 

1 Сайфиева, С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития / С. Н. Сайфиева. // ЭКО. - 2012. - N 2. - С.97.

2 Там же. С. 98.

3 Там же. С. 100-116

4 Игонина Л. Л. Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции //Финансы и кредит. 2012. №3. С. 2.

5 http://www.cbr.ru/

6 Андрианов В. Д. Монетизация экономики //http://www.andrianov.viperson.ru/

7 Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов // http://www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf

8 http://www.cbr.ru/

9 http://www.gks.ru/

10 Фетисов, В.Д. Потребности людей и современная финансовая политика / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова // Финансы и кредит. - 2014. - N 34. - С. 11-18


Информация о работе Финансовая система Российской Федерации в современных условиях