Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:15, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение финансовой системы Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
рассмотреть систему государственных органов управления финансами;
проанализировать современное состояние финансовой системы Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..
4
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……………………………………………………………..
8
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…..
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и её органы на местах - налоговые инспекции.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба, которая обязана:
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.
В основу совершенствования управления финансовыми отношениями положена активизация финансовой политики. В частности, это связано с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.
Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Современная модель российской экономики, по мнению Игониной Л. Л. основана на концентрированной собственности, олигополистической структуре производства и расширенном государственном участии. Она ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов, объективно подвержена высоким конъюнктурным колебаниям цен (центры образования которых находятся за пределами Российской Федерации), объемов и структуры спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке и функционально зависит от динамики глобальной экономики и финансов.4
Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется такими показателями как:
Одним из важных показателей, который влияет на внешнеэкономическое развитие страны является уровень монетизации (УМЭ, в зарубежной литературе коэффициент Маршалла), который равен отношению среднегодового значения денежного показателя М2 к валовому внутреннему продукту.
Таблица 1 - ВВП, агрегат М2 и УМЭ экономики России (1997–2012 гг.)5
ВВП (млрд.руб.) |
Среднемесячное значение денежного агрегата М (млрд.руб.) |
УМЭ (%) | |
2011 |
41264,9 |
13652,3 |
33,1 |
2012 |
38797,2 |
13011,0 |
33,5 |
2013 |
44939,2 |
16658,5 |
36,8 |
2014 |
54858,6 |
20517,1 |
37,4 |
2015 |
62356,9 |
24390,8 |
39,1 |
В таблице 1 представлен ВВП, агрегат М2 и УМЭ экономики России за период с 2011 по 2014 гг.. Из таблицы видно, что с каждым годом данный показатель растет, что является положительной динамикой.
По мнению академика РАЕН В. Д. Андрианова «Многочисленные научные исследования показывают наличие устойчивой связи между коэффициентом монетизации и уровнем развития экономической системы».6 Он объясняет низость уровня монетизации в России по сравнению с зарубежными странами тем, что в каждой зарубежной стране финансовый рынок имеет свое длительное историческое развитие.
После периода умеренного роста в 2013 году в России началось замедление темпов экономического развития, но макроэкономическая ситуация в целом оставалась благоприятной. В 2014 году произошло несколько событий, оказавших значительное влияние на инвестиционный климат в России и настроения работающих в стране иностранных инвесторов. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России и резкое снижение цен на нефть, что привело к существенному ухудшению макроэкономической ситуации в России, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля, затруднениям с привлечением финансирования и высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках.
Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России в явном виде отразились на настроениях иностранных инвесторов: в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70% - до 21 млрд долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года. Во втором полугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций. Эксперты, связанные с деятельностью иностранных компаний, отмечают в 2014-2015 годах сокращение инвестиционных проектов, инициируемых и реализуемых иностранными инвесторами на территории России.7
Кризисные явления четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России. К традиционным проблемам, связанным с государственным управлением и бюрократией, добавляется неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем, а также неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.
В таблице 3 представлены действующие банки за последние 4 года. Из таблицы видно, что за последние 4 года количество банков сократилось на 9,3 %, в то же время увеличилось число кредитных организаций с иностранным участием на 108,0.
Таблица 3 - Число банков, 2010-2013 гг.8
Количество банков |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста 2013 к 2010, в % |
Действующие кредитные организации |
1058 |
1012 |
978 |
956 |
90,3 |
Из них банки |
1007 |
955 |
922 |
897 |
89,1 |
И банковские КО |
51 |
57 |
56 |
59 |
115,7 |
Число кредитных организаций с иностранным участием |
226 |
220 |
230 |
244 |
108,0 |
Из них со 100% |
82 |
80 |
76 |
73 |
89,0 |
И свыше 50% |
26 |
31 |
37 |
44 |
169,2 |
В 2013 году размер мирового теневого банковского сектора составил $75 трлн. Об этом говорится в опубликованном 30 октября докладе базирующегося в Базеле Совета по финансовой стабильности (FSB) при «Большой двадцатке». По сравнению с 2012 годом индустрия «теневого банкинга» увеличилась на $5 трлн.9
Отметим, что российская финансовая система остается неконкурентоспособной, служит объектом для преимущественно спекулятивных инвестиций и потоков «горячих денег» глобальных инвесторов. Ее роль в глобальных финансах незначительна. Известно, что 1/3 мировых финансовых активов приходится на финансы США, эта доля имеет тенденцию к уменьшению, но пока финансы США продолжают выступать как ядро и движущая сила (как развития, так и стагнации) мировой финансовой системы. На страны зоны евро приходится 23,6 % мировых финансовых активов, на Великобританию - 4,8 %, на Японию - 14,8 %, на Китай - 6,7 %.Доля России в мировых финансовых активов составляет в среднем 0,6 %, что ниже, чем ее доля в мировом ВВП (3,0 % в 2010 году). Кризис снизил уровень экономических свобод в России. Индекс (методика наwww.vedomosti.ru) страны потерял 0,5 пункта и составил 50.10 В итоге страна замыкает группу преимущественно несвободных стран, избежав попадания в группу «репрессивных».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, что в ближайшее время к основным источникам для привлечения долгосрочных инвестиций должны послужить финансовые средства населения. При чем в настоящее время уже имеются методы для возрастания объема сбережений населения, которые будут направлены на инвестиционные программы экономики страны. В связи с этим надо произвести изменения структуры имеющихся финансовых доходов населения.
Другое важнейшее направление – стимулирование повышения доли сбережений и финансовых активов за счет относительного сокращения доли потребительских расходов – как путем повышения привлекательности, разнообразия и доступности инструментов инвестирования, так и вследствие ужесточения правил выдачи кредитов физическим лицам, в первую очередь потребительских кредитов.
Следующая задача заключается в том, чтобы частично перераспределить сбережения населения в пользу прироста ценных бумаг (включая паи и акции инвестиционных фондов). Целесообразно создание специальных пенсионных счетов и стимулирование их прироста.
В ближайшей перспективе остаются значительными возможности для более активного использования нетрадиционного (с точки зрения экономической теории) ресурса – средств самих предприятий реального сектора. Более того, по факту данные ресурсы являются основным (около 70% от общего объема) источником капитальных инвестиций. Для этого необходимо стимулировать следующие изменения структуры использования этих средств:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Сайфиева, С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития / С. Н. Сайфиева. // ЭКО. - 2012. - N 2. - С.97.
2 Там же. С. 98.
3 Там же. С. 100-116
4 Игонина Л. Л. Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции //Финансы и кредит. 2012. №3. С. 2.
5 http://www.cbr.ru/
6 Андрианов В. Д. Монетизация экономики
//http://www.andrianov.
7 Инвестиционный климат в России: мнение
иностранных инвесторов // http://www.fiac.ru/pdf/EY-
8 http://www.cbr.ru/
9 http://www.gks.ru/
10 Фетисов, В.Д. Потребности людей и современная финансовая политика / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова // Финансы и кредит. - 2014. - N 34. - С. 11-18
Информация о работе Финансовая система Российской Федерации в современных условиях