Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:14, реферат
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой
1. Финансовая
система Российской Федерации
включает следующие звенья
государственную бюджетную систему;
государственный кредит;
внебюджетные специальные фонды;
фонд имущественного и личного страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990-е гг. концентрировалось 50-52% общего объёма ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время она включает три звена:
республиканский бюджет Российской Федерации или федеральный бюджет;
бюджеты национально-государственных и административно-
местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюджет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995г. это соотношение соответственно составило 49 и 51%. Однако средств территориям на хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.
Основные задачи бюджетной политики в современных условиях состоят в следующем.
преодоление последствий происшедшего в 1998 г. финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
поддержание роста экономики, который наблюдается со второго полугодия 1999 г.;
стабилизация кредитно-денежной системы;
снижение налоговой
нагрузки, создание льготных условий
для производственного
осуществление реструктуризации государственного долга РФ с учётом достигнутых договорённостей с кредиторами;
минимизация государственных заимствований РФ на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расчётов, в том числе с использованием бартера;
полностью переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом.
В условиях экономического кризиса состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счёт внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Всё это влечёт за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоёв населения.
Хотя следует отметить,
что в последнее время
И всё же проблемы с бюджетом
есть. В федеральном бюджете 2001 заложены
источники внешних
1.2 Государственный кредит – это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путём выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг РФ в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб., 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г. и 750 млрд. деноминированных рублей на 1 января 1999 г.
В 1993 г. для покрытия бюджетного
дефицита были выпущены новые ценные
бумаги – государственные
В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумагам, выпущенных Минфином РФ от имени правительства России, а также в виде кредитных отношений с Центральным банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.
В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе – четыре социальных и остальные фонды производственного назначения.
Внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение – расширить
социальные услуги населению. Обеспечить
дополнительными ресурсами
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счёт страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда (88%от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий.
К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии
с Указом Президента «О формировании
республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетом РФ» от 22 декабря
1993 г. в целях усиления контроля за расходованием
государственных финансовых ресурсов
в республиканском бюджете РФ должны быть
консолидированы все государственные
внебюджетные фонды, доходы которых формируются
за счёт обязательных платежей предприятий,
учреждений и организаций, за исключением
Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования и Фонда обязательного медицинского
страхования с сохранением целевой направленности
консолидируемых фондов органам государственной
власти субъектов РФ рекомендовано консолидировать
в бюджетах национально-государственных
и административно-
В условиях административно-командной
системы действовала
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков приобретают всё большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, резко возрастает.
Следует отметить, что чёткая специализация среди российских страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компаний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию ответственности.
Следует отметить,
что в настоящее время
В целях развития страхового рынка необходимо:
обеспечение надёжности и финансовой устойчивости системы страхования;
проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
повышение государственного
регулирования страховой
развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
1.5 Финансы предприятий
различных форм собственности
(государственные,
В условиях рыночных
отношений предприятия
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
Финансовое положение товаропроизводителей в октябре 2000 г. хотя и омрачено некоторым снижением рентабельности и ростом просроченной кредиторской задолженности, всё же остаётся достаточно устойчивым. Это сохраняет базу для возобновления экономического подъёма. Так, расширение объёмов производства в первом полугодии 2000 г. заметно ослабило долговую нагрузку на предприятия: уровень кредиторской задолженности снизился с 7-9 месяцев оборота в 1997-1998 годах до 4,3 в июле 2000 года.
Финансовые результаты деятельности предприятий в конце прошедшего года оставались достаточно устойчивыми. За этим, однако стоит дальнейшее закрепление дифференциации отраслей по финансовому положению. Речь идёт о концентрации прибыли в узкой группе экспорториентированных сырьевых отраслей, прежде всего в нефтяной промышленности и металлургии. Как следствие, доминирующей тенденцией конца прошлого года стало дальнейшее наращивание масштабов собственного оборотного капитала. Его значения в данных отраслях к концу года достигли рекордных (по меньшей мере за последние 5-6 лет) величин в 1,5-2,5 месяца производства. Одновременно финансовое положение многих подотраслей машиностроения, а также лёгкой и пищевой промышленности трудно признать удовлетворительным.