Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:14, реферат
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Реорганизуя финансовую
систему страны в период перехода
к рынку, правительство пошло
по пути сокращения функций государства,
а соответственно и роли государства
в распределении и
Изменения в финансовой системе страны: три самостоятельных уровня бюджетной системы (можно сказать и три уровня налоговых доходов); два достаточно самостоятельных уровня банковской системы; многочисленная система государственных и негосударсвенных внебюджетных фондов вместо единой централизованной финансовой системы, в которой главенствующая роль принадлежала единому государственному бюджету, а государственный банк был единым расчётным и кассовым центром. Всё это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.
Переход от экономики, представляющей собой единый народнохозяйственный комплекс, к предприятиям различных форм собственности и форм организаций, при коренном изменении их взаимоотношений с бюджетной и банковскими системами, при достаточно тяжёлой налоговой системе и высоком уровне банковского процента, при ослаблении и потере государственного финансового контроля за деятельностью как предприятий, так и финансовых учреждений, сопровождался возникновением и чрезмерным развитием теневой экономики.
Формирование финансового рынка (не существовавшего в советской финансовой системе) и массы всевозможных небанковских учреждений (чековых, приватизационных, инвестиционных, паевых и подобных им фондов) сопровождалось созданием различных финансовых пирамид, крушение которых обездолило значительную часть населения.
Возрастание бюджетного дефицита
(и государственного долга как
основного источника его
Принципы устройства новой бюджетной системы утверждают самостоятельность, единство каждого звена бюджетной системы, но принципы распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы на обеспечивают реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве. В результате обостряются проблемы бюджетного федерализма. Путь к их решению: законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования.
Слабость бюджетной системы
современной России в том, что
функции государства, а следовательно,
и расходы переданы в значительной
мере региональным и местным бюджетам,
но структура распределения
Таким образом, к концу 1999
г. в России сформирована, можно сказать,
только инфраструктура финансовой системы
государства с рыночной экономикой.
Её нужно наполнять
Переход к новым экономическим отношениям – рыночной экономике – длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.
Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, большой внутренней и внешней задолженности страны.
Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабильности.
Финансы: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Л.А.Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.
Журнал «Эксперт» №№ 41, 43 (2000) и 6, 8 (2001)
Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.Родионовой – М.: Финансы и статистика 1995.
Закон о федеральном бюджете на 2001 год от 27 декабря 2001 г. № 150-ФЗ
Ресурсы мировой компьютерной сети Internet.