Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов.
В данной курсовой работе будут определены сущность и основные функции финансов, бюджетное устройство Российской Федерации, государственный кредит, фонды страхования.
Цель курсовой работы: проанализировать состояние финансов Российской Федерации, и определить основные пути стабилизации финансовой политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)



ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы - это система  экономических отношений в сфере  формирования, распределения и использования  фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых  происходит через особые фонды, - это  финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется  в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП  осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов.

 В данной курсовой  работе будут изучены следующие  основные задачи. Будет определена  сущность и основные функции  финансов, бюджетное устройство Российской Федерации, государственный кредит, фонды страхования.

Цель курсовой работы: проанализировать состояние финансов Российской Федерации, и определить основные пути стабилизации финансовой политики.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

    1.  Сущность и функции финансов

 

Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием  и распределением фондов денежных средств  в целях обеспечения условий  расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства.  Отличительными признаками  финансовых отношений, являются:

  1. Денежный характер финансовых отношений -  в основе финансовых отношений лежит движение реальных денег в наличной и безналичной формах.
  2. Распределительный характер финансовых отношений – экономические субъекты, вступая в подобные отношения, распределяют между собой стоимость валового общественного продукта.
  3. Финансовые отношения характеризует одностороннее движение стоимости, в результате которого у экономических субъектов формируются денежные накопления в форме денежных фондов;
  4. Финансы охватывают только те денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением фондов денежных средств.

Фонды денежных средств можно охарактеризовать следующим образом:  имеют строго целевое назначение; динамический характер;  их   формирование  и использование регламентируется нормативными документами. Денежные фонды, которые формируются в результате финансовых отношений, называются финансовыми фондами.

Финансовые фонды, находящиеся в распоряжении государства, называются централизованными. К ним относятся: бюджетные и внебюджетные фонды федерального, регионального и муниципального уровня, территориальные целевые фонды местного самоуправления; отраслевые фонды и т.п. К децентрализованным фондам относятся фонды создаваемые у хозяйствующих субъектов, также ряд авторов относит к ним бюджеты домохозяйств.

Сущность финансов  как  экономической категории проявляется  через их функции.

Финансы выполняют  две основных функции: распределительную и контрольную.

1. Распределительная функция

Распределительная функция  заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению  в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция  проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых  в сфере материального производства;

2) доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные  доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

- наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная  функция.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция  проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и  расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового  развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение  качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории  стоимостного распределения.

Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях  имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные  стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может  реализоваться с большей или  меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации