Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа
Объект исследования – финансовая система России.
Предмет исследования – процесс функционирования финансовой системы России.
Цель данной работы – изучить сущность финансовой системы России.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
Введение 3
1. Теоретические аспекты сущности финансовой системы России 5
1.1 Понятие финансовой системы 5
1.2 Структура финансовой системы 9
1.3 Единство финансовой системы России 15
2. Анализ устойчивости финансовой системы России на современном этапе 18
2.1 Анализ критериев и индикаторов финансовой системы РФ 18
2.2 Анализ финансов 2012-2014 г.г. 22
2.3 Положительные тенденции финансовой системы России 28
3. Направления совершенствования финансовой системы России 30
3.1 Проблемы финансовой системы России 30
3.2 Негативные явления финансовой системы РФ 33
3.3 Основные направления совершенствования государственной финансовой долговой политики 35
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Анализ и обобщение
По прошествии более чем десяти лет активных экономических реформ в России возникают такие вопросы как экономическая роль государства в финансовой сфере, роль государственных (общественных) финансов.
Современная экономическая глобализация - это в первую очередь новый механизм принятия финансовых решений. Возникают совершенно новые решения. Во-первых, решения, прямо влияющие на динамику национального дохода большинства стран мира, не зависят от воли носителей суверенитета на соответствующей национальной территории, т.е. от выбора избирателей, от предпочтений политиков и правительства и т.д. Во-вторых, ключевые решения принимаются теперь в существенной степени не публичными субъектами, а участниками финансового рынка, т.е. на микроэкономическом уровне. Новое качество финансовой глобализации проявляется в стремлении открытости рынков капитала. Эти потребности реализует новая экономика поскольку она обеспечивает решение по крайней мере двух ключевых проблем9:
- немедленный доступ к максимальному объему информации;
- предоставление инвестиционных,
консультационных и прочих
Несмотря на довольно развитую инфраструктуру, российский фондовый рынок пока не готов к массовому привлечению, розничных инвесторов, что позволило бы мобилизовать их, накопления, превратить их в инвестиции для реального сектора экономики10. На рынке оперируют в основном институциональные инвесторы. Для населения фондовый рынок остается страшным и непонятным. Говоря языком теории, он недостаточно экономичен с позиции транзакционных издержек. Надо отметить и недостаточное количество игроков на рынке, где в числе лидеров по-прежнему выступают предприятия металлургии, нефтегазовой отрасли и энергетики. Российский фондовый рынок сверхконцентрирован: на долю десяти крупнейших эмитентов приходится 78% рыночной капитализации и около 98% биржевых оборотов, хотя зарегистрировано около 250 эмитентов. Инвесторам крайне не хватает ликвидных ценных бумаг. При этом доля производных цeнныx бумаг у нас совсем незначительна. Она составляет всего около 5%. Отсюда наиболее острой проблемой российского фондового рынка остается невозможность удовлетворения растущего спроса со стороны портфельных инвесторов на качественные ценные бумаги. В условиях современного кризиса на фондовом рынке все эти проблемы только усугубились.
Совершенно не разработана теоретически и не развита на практике (после финансового кризиса 1998 г.) также и проблема участия государства как субъекта финансового рынка. Пока на финансовом рынке России доминируют обязательства частного сектора, хотя и планируется увеличить чистые заимствования государства на рынке гособлигаций.
Российский рынок
Фактор доверия очень важен, и о нем должно постоянно заботится государство. Но не только об этом. Нельзя забывать и о важности институционального оформления инфраструктуры этого рынка. Между тем существующее ограничение участников рынка небольшим числом главных институциональных инвесторов (Сбербанк, Пенсионный фонд РФ и Внешэкономбанк) в попытке создать "управляемый рынок" в значительной мере отпугивает новых участников, снижая объемы размещения облигаций.
Другая болевая точка трансформационной экономики - это мировые валютные отношения и их дестабилизирующее воздействие на состояние денежной системы национальной экономики. Сложившееся в мировой экономике второй половины ХХ в. доминирование одной, наиболее стабильной и распространенной национальной валюты - доллара – в качестве валюты международных расчетов придало доллару особую роль "валюты всех валют". Это привело к тому, что в периоды кризисов более слабых и зависимых экономик развивающихся стран начиналось "бегство" от национальной валюты к доллару, еще более усиливающее эти национальные кризисы. Образующийся таким образом феномен "бивалютного" денежного обращения и его отрицательные последствия со всей силой проявились в переходных экономиках, включая Россию. Курсовое соотношение рубля и доллара стало одним из основных индикаторов экономики, и экономическая стратегия государства ориентировалась на это соотношение.
Однако начало 21 века
приготовило новый вызов
Специфика вопроса, применительно к экономике России, состоит в том, что она, как и другие трансформационные экономики, вступила в стадию экономического роста, который должен опираться на рocт инвестиции, т.е. на приток кaпиталов в экономику валютой которой является по-прежнему зависимый, хотя и стабильный рубль, к тому же экономика, а значит и ее валюта, остаются экспортно-зависимыми. Поэтому теория валютного регyлирования применительно к трансформационной экономике и стимулированию ее роста выходит сегодня на передний план.
Ключевым остается вопрос о тoм, насколько адекватны российской экономике современные макроэкономические модели валютного курса. Отечественным исследователям предcтoит разработать концепции и методики учета институциональных факторов процесса трансформации, не отражающихся в краткосрочном периоде на фундаментальных макроэкономических индикаторах, но меняющих общие политико-экономические условия формирования эффективной кредитно-денежной политики государства12.
Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:
Одна из важных задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд. долл. ежегодно.
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.
Реализация подобного рода весьма амбициозных планов объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке, все еще имеющем «родовые пятна» переходного периода. Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга, рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований, негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны.
В этой связи развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период. Ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа
различных групп инвесторов.
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.
Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.