Финансовая система Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Финансовая система Украины имеет довольно сложную и многоуровневую структуру. Составными трехуровневой системы финансов есть: финансы первичных структурных звеньев экономики, то есть финансы предприятий и организаций; государственные финансы; финансы населения

Файлы: 1 файл

фин.система Укр.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

   2. Структура финансовой системы

   Финансовая  система Украины имеет довольно сложную и многоуровневую структуру. Составными трехуровневой системы  финансов есть: финансы первичных  структурных звеньев экономики, то есть финансы предприятий и  организаций; государственные финансы; финансы населения. Графически данная схема изображена на рис. 1.

   В основу построения финансовой системы  положены три основополагающих элемента:

   1)функциональное  назначение, проявляющееся в том,  что каждое звено системы выполняет  свои задачи; например, государственный  бюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями,  населением, обусловленные формированием  и использованием общегосударственного  фонда финансовых ресурсов. Имущественное  и личное страхование - один  из методов создания резервных  фондов для граждан. Финансы  предприятий выражают отношения  по созданию и использованию  денежных фондов, предназначенных  для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

   2) территориальность - каждая область,  республика имеют соответствующий  аппарат финансовых и страховых  органов;

   3) единство финансовой системы  предопределяется единой экономической  и политической основой государства.  Это обусловливает единую финансовую  политику, проводимую государством  через центральные финансовые  органы, единые цели. Управление  всеми звеньями происходит на  единых основных законодательных  и нормативных актах.

   Финансовая  система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.

   

   Поскольку финансы являются носителем распределительных  отношений, то это распределение  происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

   - финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают  основное звено общественного  воспроизводства. Им присуши,  с одной стороны, черты, характеризующие  экономическую природу финансов  в целом, а с другой особенности,  обусловленные функционированием  финансов в разных сферах общественного  производства. Финансы предприятий  представляют собой денежные  отношения, связанные с формированием  и распределением денежных доходов  и накоплений у субъектов хозяйствования  и их использованием на выполнение  обязательств перед финансово-банковской  системой и финансирование затрат  по расширенному производству, социальному  обслуживанию и материальному  стимулированию работающих;

   - страхование, значительная часть  финансовой системы, связанная  с перераспределением денежных  средств, поступающих от юридических  и физических лиц. Такая деятельность  связана с наличием вероятности  наступления внезапных, непредвиденных  и непреодолимых событий, влекущих  за собой нанесение ущерба, который  впоследствии «раскладывается»  между участниками страхования;

   - государственные финансы, представляющие  собой денежные отношения по  поводу распределения стоимости  общественного продукта и части  национального богатства, связанные  с формированием финансовых ресурсов  государства и его предприятий  и использованием государственных  средств на затраты по расширению  производства, удовлетворению растущих  социально-культурных потребностей  членов общества, нужд обороны  страны и управления.

   Каждая  из этих сфер состоит из менее крупных  звеньев. Например, в первой сфере  выделяют финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах Источником финансовых ресурсов таких предприятий  выступает стоимость реализованной  продукции, и они формируются  в основном из прибыли, амортизационных  отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций  и других ценных бумаг, кредитов, и  достаточно редко за счет бюджетных  субсидий. Основным направлением использования  финансовых ресурсов таких предприятий  выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы не коммерческих предприятий это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банкамисоздание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

   Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными  объединениями и их членами, общественными  объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения  по формированию и использованию  фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы  используются на общее обслуживание.

   Во  второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

   В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные  и внебюджетные фонды, государственный  кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней  выделяется 4 звена: государственный  бюджет; местные финансы, специальные  фонды, финансы государственных  корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

   Каждое  звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих  на коммерческих началах, в зависимости  от отраслевой направленности могут  быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный). 

   Основными принципами построения данной трехуровневой  системы финансов стали:

   а) полная экономическая самостоятельность  финансов предприятий и их обособление  от государственных финансов;

   б) самостоятельность и обособленность государственного бюджета от внебюджетных фондов, в том числе и фонде  социального страхования, пенсионного  и других;

   в) самофинансирование всех хозяйственных  субъектов;

   г) формирования независимой базы местных  и региональных бюджетов;

   д) право ведения независимой финансовой политики для всех субъектов хозяйствования;

   е) разработка и реализация бизнес-планов каждым из участников финансово-хозяйственной  деятельности. Реализация этих и других принципов помогла бы финансам занять надлежащее им место в всей экономической  системе, обслуживать оборот и кругооборот  фондов, повышать эффективность производства, продуктивность работы и качество продукции.

   Финансовая  система Украины и поныне не освободилась от таких отрицательных черт тоталитарного государства, как чрезмерная централизация, одноуровневая форма, планирование сверху, государственное распределение финансов и материальных ресурсов для решения проблем государства, общества и предприятий. Из-за инфляционного падения жизненного уровня большей части населения оно и поныне фактически остается изъятым из системы финансов. 

 

    
 
 

     
 

   Рис.1 Финансовая система  Украины 

 

  Роль  финансов в воспроизводственном процессе

  Роль  финансов состоит в том, чтобы приспособить пропорции производства к нуждам производственного и личного потребления, а также обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры финансовых источников, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

  На макроуровне с помощью финансов обеспечивают:    

  •  общественный кругооборот фондов на расширенной основе;    

  •  создание общегосударственного фонда финансовых ресурсов (в форме бюджетных средств);    

  •  регулирование отраслевой и территориальной структуры производства;    

  •  стимулирование быстрейшего внедрения научно-технических достижений в народное хозяйство, т. е. перевод его на инновационный путь развития;    

  •  удовлетворение других общественных потребностей (социальной сферы, обороны страны, поддержание правопорядка и т. д.) в финансовых ресурсах.

  На микроуровне (на уровне предприятий и корпораций) роль финансов сводится к следующему:    

  •  обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смены форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости трансформируется в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от продажи товаров);    

  •  распределение выручки от продажи товаров (работ, услуг) после уплаты косвенных налогов в фонд возмещения материальных затрат (включая амортизационные отчисления), фонд оплаты труда (включая взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;    

  •  перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные налоги, уплачиваемые из прибыли) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий на их нужды;     

  •  использование прибыли, оставляемой в распоряжении (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления и резервный, а также на другие цели, предусмотренные в финансовых планах (бюджетах);    

  •  контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием платежеспособности и ликвидности баланса предприятия.

    Таким образом, необходимость в финансах вызвана потребностями общественного развития на любом его этапе. Государство, принимая во внимание объективную необходимость финансовых отношений, вправе применять различные формы их использования, вводить или отменять различные виды налогов и сборов, изменять формы использования финансовых ресурсов и др.

  Финансовая  система

  Финансовая  система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного  общественного продукта.

  Сущность  финансовой системы

  Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного  продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектовнаёмных работниковгосударства и органовместного самоуправления.

Информация о работе Финансовая система Украины