Финансовая система Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Финансовая система Украины имеет довольно сложную и многоуровневую структуру. Составными трехуровневой системы финансов есть: финансы первичных структурных звеньев экономики, то есть финансы предприятий и организаций; государственные финансы; финансы населения

Файлы: 1 файл

фин.система Укр.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

  В процессе распределения стоимости  совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов  местного самоуправления) накапливаются  различные фонды денежных доходов.

  Структура финансовой системы

  В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято разделять  на две сферы:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.

  Финансовая  система также подразделяется на четыре подсистемы:

  Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

  • Финансы домашних хозяйств
  • Государственные финансы
  • Муниципальные финансы

  Первые  две подсистемы относятся к сфере  децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

  В рыночной экономике  финансы играют исключительно важную роль. Остановимся на ее особенностях более подробно.

  Распределительная и перераспределительная  роль. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики. Через финансы происходит распределение трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов по сферам и отдельным производствам. Кроме того, они способствуют формированию вторичных доходов в виде пенсий, стипендий, пособий и т.п.

  Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий. Через финансы устанавливаются необходимые народнохозяйственные пропорции: межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.

  Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно – предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судить о его масштабах, объеме деятельности.

  Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.

  Регулирующая  роль. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.

  Социальная  роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.

  Наконец, финансы играют и политическую роль. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность. История СССР конца 80-х – начала 90-х гг., когда произошло отделение финансов РСФСР от финансов СССР, показывает, что через финансы можно не только укрепить, но и разрушить целое государство. Если брать международные финансы, то на их основе держится мощь такой державы, как США.

  Таким образом, можно сделать вывод  об интегральном значении финансов, о  том, что они являются стержнем и  экономической, и социальной, и политической системы общества. 
 


Информация о работе Финансовая система Украины