Финансовая система Японии, Сша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 67.46 Кб (Скачать файл)

Соединённые Штаты  Америки

Форма правления

Президентская республика

Президент 

Барак Хусейн Обама II





Площадь — 9,5 млн км²                       ВВП (ППС) страны за 2012 г. составил $15,811 трлн         
Население — 315 млн человек 

 

Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования. 
Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США. 
Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе, операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками. 
Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала. 
Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. Таких банков в настоящий момент существует 12 штук, они получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений. 
Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские предприятия, так и компании из любых других стран мира.

Структура 
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4 % в 2004 году) создаётся в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остаётся 20,6% ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9% ВВП, а промышленность даёт менее 20% ВВП. 
Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86%). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40%. 
Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остаётся важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники

По данным Бюро по статистике США (US Census Bureau), за 2010 финансовый год Соединенные Штаты импортировали товаров на сумму в $1 913 млрд. И экспортировали товаров на $1 278 млрд. Итого дефицит торгового баланса составил — $634 млрд. Что составляет 4,3% от ВВП США или 19,57% от общего объёма промышленного производства США.[22]

США — крупный импортер сжиженного природного газа (СПГ). Основные поставщики — Тринидад и Тобаго, Алжир. В 2009 году было импортировано 12,8 млрд кубометров. Часть этого газа страна реэкспортирует. По данным Минэнерго США зависимость от импорта газа в целом снизится с 16 до 6 %, но сохранится до 2030—2035 гг.[

США обладают очень  развитым финансовым сектором экономики. По версии Всемирной федерации бирж, общий объём торгуемых финансовых инструментов за 2010 год только на Нью-йоркской фондовой бирже и NASDAQ составил $17,796 трлн. и $12,659 трлн. соответственно[17], что является наибольшим показателем среди всех финансовых центров мира. Также крупными финансовыми центрами являются Лос-Анджелес (Тихоокеанская биржа), Чикаго (Чикагская товарная биржа) и Филадельфия (Филадельфийская фондовая биржа). 
Соединенные Штаты традиционно являются мировым лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций. За период 2000-2010 год иностранные инвестиции в США составили $1,7 трлн. В 2010 году они составили $194 млрд.

 

Япония

Япония является конституционной  монархией, номинально главой государства  является император.  
Премьер-министр страны представляет исполнительную власть государства.  
Законодательная власть представлена парламентом, который состоит из двух палат: верхняя палата – Палата советников, нижняя палата – Палата представителей. 
Япония является унитарным государством. Этим определяется структура финансовой системы: 
государственные и муниципальные финансы; 
финансы предприятий (организаций). 
В составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяется: 
бюджетная система, состоящая из государственного бюджета и местных бюджетов; специальных фондов правительства; 
государственный и муниципальный кредит. 
В составе сферы финансов предприятий (организаций): 
финансы государственных предприятий; 
финансы смешанных предприятий; 
финансы частных предприятий. 
Доля государственных расходов в ВВП относительно невелика – в 1991 г. 9,3 %. Рост продолжался до 2000 г., когда этот показатель составил 25 %. 
Бюджетная система представлена государственным бюджетом, местными бюджетами, специальными фондами правительства. 
Государственный бюджет играет важнейшую роль в бюджетной системе. Принято выделять: 
генеральный (общий) счет центрального правительства,  
госпрограмму займов и инвестиций («второй бюджет») 
специальные счета,  
бюджеты публичных корпораций. 
Генеральный счет – или счет центрального правительства, это основной источник покрытия госрасходов. 
Госпрограмма займов и инвестиций – смета, которая аккумулирует средства правительства из разных доверительных (трастовых) фондов (пенсионные, страховые и др.). 
Специальные счета утверждаются в соответствии со специальными законами. Выделяют такие их виды: 
1. специальные счета для государственных учреждений; 
2. специальные счета для всех видов страхования и пенсионного обеспечения; 
3. специальные счета управления государственными образовательными учреждениями, больницами; 
4. специальные счета государственных инвестиций и займов. 
Доходы и расходы государственного бюджета группируются по разделам, статьям, параграфам. 
Доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Отметим, что в Японии по сравнению с другими странами высока доля неналоговых поступлений: 
арендная плата; 
продажа земельных участков, иной недвижимости; 
доходы от лотерей; 
остаток фондов от предыдущего года. 
Средства, аккумулированные на счете центрального правительства, идут на финансирование экономических, социальных нужд, на оборону, целевые перечисления местным бюджетам, а также на выплату процентов по государственному долгу.  
Япония  строго придерживалась принципа бездефицитного бюджета, начиная с 1949 г, когда бюджетная реформа покончила с первым послевоенным бюджетным кризисом. В 1965 г. страна отказалась от политики бездефицитного бюджета. Особенно дефицит бюджета начал расти после того, как в 1975 г. был принят закон, разрешивший министерству финансов в пределах года финансировать выпуском облигаций кассовый разрыв между текущими расходами бюджета и налоговыми поступлениями.  
В 1985-1986 гг. для сокращения долгового бремени правительство прибегло к приватизации крупных государственных предприятий. Долговое финансирование расходов по общему счету снизилось до 8-9 %. Но в после того, как в 1990 г. лопнул «мыльный пузырь» на рынках акций и недвижимости, наступила полоса стагнации.  
В 2001-2002 г. за счет эмиссии новых облигаций финансировалось 40,3 % общего счета бюджета, на обслуживание долга шло 20,8 % расходной части. Почти столько же было потрачено на социальное страхование.  
Накопленный долг превышает размер ВВП.  
Финансовый год длится с 1 апреля по 31 марта. 
Местные бюджеты в Японии представлены бюджетами префектур (47), бюджетами более 3 тыс. городов и прочих населенных пунктов (поселки, районы), в целом их именуют бюджетами муниципалитетов. На их долю приходится до половины финансовых ресурсов государства. 
Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Местные налоговые доходы составляют меньше 50 %. Еще одна часть  поступлений – отчисления от государственных налогов – составляет около 17 % доходной части.  
Часть доходов формируется за счет субсидий из государственного бюджета. В Японии практически отсутствуют нецелевые перечисления, основной статьей среди них являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий.  
Местные бюджеты сводятся без дефицита. В системе местных бюджетов тоже имеются специальные счета для муниципальных предприятий.  
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов.  
К этим фондам относятся экономические фонды, социальные фонды, кредитные фонды и др. 
В составе социальных фондов важнейшая нагрузка лежит на таких фондах: 
Фонд национальных пенсий; 
Фонд страхования здоровья; 
Фонд страхования от производственного травматизма; 
Фонд страхования от безработицы. 
Пенсионные фонды наемных работников частного сектора формируются за счет трех источников: 
взносов самих работников; 
взносов работодателей; 
средств государства. 
Взносы работников и работодателей одинаковы, ставки равняются 7 %.  
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений образуются за счет также трех источников: 
средств обществ взаимопомощи, создаваемых по месту работы; 
средств самих предприятий;  
дотаций государства.    
В целом в пенсионные фонды направляется 51 % расходов на социальное обеспечение. Это наибольший удельный вес среди всех развитых стран.  
Еще 39 % подобных расходов направляется в Фонд страхования здоровья (от болезней), это также наибольший показатель. 
Фонд страхования от безработицы формируется за счет взносов работников, работодателей и доплат государства. Средства предназначены для выплаты пособий по безработице, а также на меры по стабилизации занятости, оказание помощи людям, потерявшим работу, в приобретении новой специальности (повышении квалификации). 
Фонд страхования здоровья предназначен для покрытия расходов на медицинское обслуживание, модернизацию медицинских учреждений (прежде всего приобретение нового качественного оборудования), повышение квалификации врачей, медсестер.  
Важнейшим экономическим фондом правительства Японии является инвестиционный бюджет. Средства этого фонда предназначены для капиталовложений государства, а также на займы соответствующего назначения местным органам власти и государственным корпорациям. 
Существуют также фонды кредитного назначения: 
Фонды финансовых корпораций; 
Фонды специальных банков; 
Японский банк развития; 
Экспортно-импортный банк.  
Бюджеты публичных корпораций – это бюджеты коммерческих экономических организаций, тоже подлежат утверждению парламентом. 
В государственный сектор экономики Японии входит: 
система подрядных работ и закупок на бюджетные средства, в которой государство выступает как рыночный агент,  
предпринимательский сектор, где государство является полным или частичным собственником.  
На уровне муниципалитетов действуют унитарные предприятия (водоснабжение и канализация). Унитарные предприятия входят в административную систему, их счета находятся в соответствующих бюджетах на центральном и местном уровнях.  
К сектору публичных корпораций в настоящее время  относятся финансовые учреждения: 
Японский банк развития,  
корпорации финансирования мелких предприятий,  
Корпорация жилищного кредита,  
Банк международного сотрудничества,  
Кроме финансовых учреждений можно назвать ряд нефинансовых предприятий: 
Корпорация строительства железных дорог,  
Корпорация скоростных автомобильных дорог,  
международные аэропорты. 
В этом же звене государственных финансов существуют некоммерческие учреждения: 
лаборатории, институты, занятые фундаментальными и гуманитарными исследованиями; 
японский фонд экономического сотрудничества; 
центр научно-технической информации; 
фонд поддержки искусств; 
японский фонд культурного обмена. 
Большое количество предприятий действует на уровне местных образований, эти предприятия также считаются государственными. Государственные предприятия заняты водо-, тепло-, газоснабжением. Предприятия, занятые в жилищном секторе, портовой инфраструктуре, платные автомобильные дороги, существуют в форме акционерных и паевых компаний.

По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

 В энергобалансе Японии доля угля — 17 %, нефти и природного газа — 67 %, гидро- и атомной энергии — 16 %. Общее потребление энергии (4,2 т условного топлива на одного жителя) является примерно таким же, как и в Западной Европе. Производство электроэнергии достигло 900 млрд кВт ч / год. ТЭС производят 2 / 3 электроэнергии. Эти мощные станции, работающие на нефти или газе, размещены недалеко от потребителя, то есть на тихоокеанском побережье в районах Канто, Токай и Кинто. 
В 2006 году на долю японских АЭС приходилось около 30 % от общей выработки электроэнергии. 60 % ядерного топлива страна получает из Австралии и Канады. Общий объём потребляемого в Японии урана составляет 8,7 тыс. тонн. По развитию атомной энергетики Япония уступает только США и Франции. В 90-х годах она начала обогащать уран. 

 

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным  форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной  системы коллективной безопасности, главным элементом современной  многосторонней дипломатии»[1].

Основы её деятельности и структура разрабатывались  в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств[2]. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций. 
 
Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон. 
Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван  с помощью аккумулированных бюджетных  средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика  которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. 
Основные направления деятельности МБРР 
В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ [1]
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет. 
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса. 
Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Информация о работе Финансовая система Японии, Сша