Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:38, реферат
Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.
В соответствии с принятой
«Договорённостью о правилах и процедурах,
регулирующих разрешение споров», возникающих
между государствами-
Валютный рынок (англ. Foreign exchange market, currency
market) — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих
при осуществлении операций по покупке
и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных
валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов [1][2].
На валютном рынке происходит согласование
интересов инвесторов, продавцов и покупателей валютных ценностей.
Западные экономисты характеризуют валютный
рынок с организационно-технической точки
зрения как совокупную сеть современных
средств связи, соединяющих национальные
и иностранные банки и брокерские фирмы.
Операции по обмену валют существовали ещё в древнем мире и в средние века. Однако современные валютные рынки возникли в XIX веке. Основными предпосылками, способствовавшими становлению валютного рынка в современном понимании явились следующие[2]:
Развивающиеся национальные валютные
рынки и их взаимодействие сформировали
единый мировой валютный рынок, на котором
стали свободно обращаться ведущие
валюты в мировых финансовых центрах.
Виды валютных операций, их
эволюция
Исторически в международном обороте
различались два основных способа платежа: трассирование и ремитирование, которые применялись в международном
обороте до Первой мировой войны и
частично (в меньшей мере)в период между
Первой и Второй мировыми войнами[2].
Термин “трассирование” связан с использованием переводного векселя – тратты. При платеже по этому способу кредитор выписывает тратту на должника в его валюте (например, кредитор в Лондоне предъявляет должнику в Чикаго требование об уплате долга в долларах) и продаёт ее на своем валютном рынке
по банковскому курсу покупателя. Таким
образом, при трассировании кредитор выступает
в качестве активной стороны, он продает вексель в валюте должника на своем валютном
рынке.
При ремитировании активным лицом выступает
должник: он покупает валюту кредитора
на своем валютном рынке по курсу продавца.
В первые годы после Второй мировой войны
до конца 1950-х годов, когда действовали валютные ограничения,
в промышленно развитых странах преобладали
валютные сделки спот (с немедленной поставкой валюты) и срочные
сделки «форвард».
С 1970-х годов стали развиваться фьючерсные и опционные валютные сделки. Данного рода сделки
предоставили новые возможности всем
участникам валютного рынка как для валютных спекулянтов, так и для хеджеров, то есть для защиты от валютных рисков и
получения спекулятивной прибыли. Банки стали совершать валютные сделки
в сочетании с операциями «своп» с процентными ставками.
Основные характеристики современных
мировых валютных рынков
Современные мировые валютные рынки
характеризуются следующими основными
особенностями[2].
Современный валютный рынок выполняет следующие функции[2]:
По объёму операций валютный рынок значительно превосходит другие сегменты финансового рынка. Так, ежедневный объем операций в 1997 г. на рынке акций оценивался в 100—150 млрд. долларов, на рынке облигаций — 500—700 млрд долл., а на валютном рынке — 1,4 трлн долл. (против 205 млрд долл. в 1986 г.). В настоящее время объём валютных операций составляет около 4-х триллионов долларов в день
На основании
анализа уровня централизации национального
продукта в бюджетах различных развитых
стран условно можно выделить
три основные модели: американскую,
западноевропейскую и скандинавскую.
Отличие между этими моделями
заключается в уровне финансового
обеспечения государства, что, в
свою очередь, определяется характером
выполнения государством его функций.
Американская модель, которая основывается
на максимальном уровне самообеспечения
и самофинансирования, характеризуется
незначительным уровнем бюджетной централизации
национального продукта (25-30%). При этом
обеспечение выполнения государством
функции обороны обусловленное военной
доктриной, которая опирается на ведущую
роль США в мире. Это мощное в военной сфере
государство, много средств тратит на
военные цели. Для выполнения экономической
и социальной функций средства тоже централизуются,
но по принципу минимальности. Т.е. финансовое
вмешательство в экономику сводится к
тому уровню, без которого просто не обойтись.
В социальной
сфере расчет ведется исходя из необходимости
обеспечения только тех слоев населения,
которые не могут обходиться без государственной
финансовой помощи. Поскольку доля такого
населения незначительна, то и потребность
в финансировании социальных программ
минимальна. Следовательно, американская
модель обеспечивает максимальное финансовое
стимулирование. С одной стороны, она дает
возможность зарабатывать, с другой - требует
этого. Каждый член общества, каждое предприятие
должны опираться только на собственные
силы. Финансовая модель не дает умереть
с голоду представителям социального
дна общества, но и прожить прилично без
собственных доходов невозможно. Это достаточно
жесткая модель, однако одновременно и
высокоэффективная. Она основывается,
по сути, на принудительной финансовой
стимуляции.
Противоположностью американской является скандинавская модель. Для нее характерным является разветвленная государственная социальная сфера, которая требует соответствующего уровня централизации ВВП в бюджете - до 60%. Она обеспечивает надлежащий уровень государственных социальных услуг для всего населения, хотя в то же время для возможности выбора и конкуренции существует и частный сектор. Эта модель характеризуется как высоким уровнем доходов населения, так и высоким уровнем их налогообложения. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности, поскольку не такая жесткая, как американская. Но она возможна лишь при условии высокого уровня доходов граждан (после уплаты высоких налогов должно остаться достаточно доходов для индивидуального потребления) и должной культуры и сознания народа, соответствующего отношение к труду, уважения к государственному сектору. Если таких предпосылок нет, то модель, основанная на подобном уровне централизации и соответствующем построении социальной сферы, не может быть эффективной, и ведет к развалу экономики, как это произошло на территории бывшего СССР.
Западноевропейская
модель характеризуется умеренным
уровнем централизации ВВП в
бюджете - 35-45%. Такой же умеренной
она есть и в сферах налогообложения
и предоставления государством социальных
услуг, прежде всего в области
образования. Общее среднее и
высшее образование в условиях западноевропейской
модели является достаточно доступными.
Это обеспечивается соответствующей
государственной политикой, которая
имеет объективные предпосылки,
ведь в современном мире только образованная
нация имеет широкие
Финансовая
модель рыночной экономики – основная. Её
основные элементы: национальный доход,
который состоит из З/п и прибыли, индивидуальные
доходы, налоги, поступающие в бюджет.
Модель открытая и простая. Характерный
признак модели заключается в том, что
государство получает свой доход на основе
перераспределения НД. Пропорции первичного
распределения НД между предпринимателями
, работниками и служащими регулируются:
рыночными отношениями и в законодательном
порядке. Рыночные отношения способствуют
установлению оптимальных пропорций между
З/п и прибылью. Законодательное регулирование
заключается в установлении минимального
уровня оплаты труда и ограничении максимального
уровня рентабельности на основе применения
экономических инструментов(налог на
прибыль).
Модель административной экономики заключается
в том, что большая часть НД сразу централизуется
в бюджете и исключается из распределительных
отношений. Основные элементы административной
модели: НД, коллективное распределение,
денежные накопления, заработная плата,
прибыль, индивидуальные доходы, налоги,
поступающие в бюджет. Модель является
закрытой и отображает финансовые реальности
общества.
Выбор модели финансовых отношений зависит
от многих факторов:
-уровень развития общества
- характер
и масштабы деятельности
- вмешательство государства в экономику
- тип социальной политики
- характер военной доктрины и т.д.
Основной критерий выбора – влияние на общество через установление стимулов к труду и эффективное хозяйствование, обеспечение надежной системы социальных гарантий.