Финансовое
положение может быть охарактеризовано
как на краткосрочную, так и на
долгосрочную перспективу. В первом
случае говорят о ликвидности
и платежеспособности коммерческой
организации, во втором случае - о ее
финансовой устойчивости.
Обе стороны
экономического потенциала организации
взаимосвязаны.
Аналитические
расчеты выполняются либо в рамках
экспресс-анализа, либо углубленного анализа.
Цель
экспресс-анализа - наглядная и не
сложная по времени и трудоемкости
реализации алгоритмов оценка финансового
благополучия и динамики развития коммерческой
организации.
Углубленный
анализ конкретизирует, расширяет или
дополняет отдельные процедуры
экспресс-анализа.
Подавляющая
часть коэффициентов рассчитывается
по данным баланса и отчета о прибылях
и убытках; причем расчет может выполняться
либо непосредственно по данным отчетности,
либо при помощи уплотненного баланса.
Свертка (уплотнение) баланса осуществляется
объединением в группы однородных статей.
Тем самым может быть резко
сокращено число статей баланса,
повышена его наглядность. Этот прием
особенно полезен и необходим
при сравнительном анализе балансов
отечественных и зарубежных организаций.
В экономически развитых странах
нет жесткой регламентации структуры
баланса. Поэтому одним из первых
шагов сравнительного анализа является
приведение балансов к сопоставимой
по составу статей структуре. Свертка
может применяться также при
подготовке баланса для расчета
аналитических коэффициентов.
К внутренним
пользователям информации относятся высшее
руководство компании и менеджеры всех
уровней управления. На основе анализа
финансовой отчетности они:
- определяют потребности в финансовых ресурсах;
- оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала;
- делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели;
- разрабатывают и реализуют политику дивидендов;
- вносят предложения о проведении структурной реорганизации фирмы.
В качестве
внешних пользователей информации,
принимающих на ее основе свои решения,
выступают, в частности: акционеры (лица
или банки), обеспечивающие финансирование
фирмы (владельцы и кредиторы); поставщики
и потребители товаров фирмы;
служащие фирмы и профсоюзы; налоговые
органы, законодательные органы и
правительственные организации: аудиторские
фирмы; консультанты по финансовым вопросам,
фондовые биржи, пресса и информационные
агентства, союзы предпринимателей,
юристы и др.
Всем
внешним пользователям нужна, как
правило, прежде всего информация о финансовом
положении фирмы и результатах ее хозяйственной
деятельности, позволяющая оценивать
экономическое положение фирмы, движение
ее наличных денежных средств:
- акционеры должны знать, получат ли они дивиденды и когда им следует покупать, держать или продавать акции;
- кредиторы хотят знать, будут ли выплачены проценты по займам и сумма долга при наступлении срока платежа: оценить целесообразность предоставления или продления срока кредита; определить условия кредитования и предоставления гарантий по кредитам;
- инвесторы заинтересованы в определении структуры капитала фирмы и в оценке эффективности использования ею ресурсов;
- поставщики и покупатели хотят знать, будут ли своевременно оплачены их счета и будут ли они по-прежнему получать необходимые им товары или услуги;
- служащие заинтересованы в получении информации о результатах деятельности фирмы, чтобы выяснить возможность сохранения своих рабочих мест, уровня заработной платы и т.п.;
- профсоюзы интересуются финансовой отчетностью фирм для выяснения возможностей повышения уровня заработной платы работников при перезаключении коллективных трудовых соглашений с руководством фирмы на очередной период;
- налоговые органы проверяют правильность составления финансовой отчетности для проведения расчетов по уплате налогов;
- законодательные органы заинтересованы в изучении финансовой отчетности фирм для определения направлений налоговой политики и принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- правительственные организации по результатам финансовой отчетности принимают решения об оказании финансового и организационного содействия отдельным фирмам;
- аудиторские фирмы проверяют правильность составления финансовой отчетности и ее соответствие существующим стандартам учета и отчетности, защищая интересы всех внешних пользователей;
- консультанты по финансовым вопросам изучают финансовую отчетность фирм с целью предоставления своим клиентам рекомендаций относительно приобретения акций или инвестирования капитала в конкретную фирму;
- фондовые биржи анализируют финансовую отчетность фирмы при ее регистрации на бирже, при ликвидации фирмы - члена биржи для выявления соответствия методов учета и отчетности требованиям биржи;
- пресса и информационные агентства пользуются финансовой отчетностью фирм для подготовки публикаций по отдельным фирмам или по отраслям хозяйства, составления списков крупнейших фирм и их ранжирования, расчета коэффициентов по финансовым показателям их деятельности;
- союзы предпринимателей используют финансовую отчетность фирм для расчета обобщенных статистических показателей по отраслям, их анализа и оценки состояния хозяйственной конъюнктуры в соответствующей отрасли;
- юристы анализируют финансовую отчетность для определения возможностей фирмы нести ответственность по своим обязательствам, а также для выяснения, соблюдает ли фирма законодательные нормы при распределении прибыли и выплате дивидендов.
К качеству
экономической информации предъявляются
определенные требования, прежде всего
требование о том, чтобы она удовлетворяла
пользователей информации, иначе
говоря, была полезной.
Полезность
(usefulness) информации оценивается внутренними
и внешними пользователями, которые предъявляют
к ее качеству следующие требования:
- уместность и своевременность информации - способность повлиять на принятие решения пользователем и удовлетворить его интересы в нужный момент или к определенному сроку, т.е. информация, представленная своевременно;
- достоверность информации - гарантия объективности и прав<span class="List_0020Paragra