Финансовая стратегия и тактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Файлы: 1 файл

КОРФИН.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Любое государство  для осуществления своих функций  и достижения определенных государственных  и социально-экономических задач  использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая  политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованной концепции развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей. Также субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, партии, профсоюзы и другие социальные общности.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая  тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей, например, бюджет страны, принимаемый на очередной год. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества.

 

1. Содержание финансовой политики

 

Для того чтобы  правильно разобрать значение финансовой стратегии и тактики государства  необходимо дать определение и содержание финансовой политики государства в целом, поскольку финансовая стратегия и тактика, это неотъемлемая составляющая финансовой политики государства. Вся система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства базируется на финансовой политике, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая  политика - это совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового, права и международных финансовых институтов.

Содержание  финансовой политики определяется:

 

-соответствующей  теоретической базой и разработанной  на ее основе концепцией, регулирующей  роли государства в области  финансов;

-разработкой  основных направлений и целей  в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

-осуществлением  практических мер по реализации  этих целей всей совокупностью  финансовых инструментов и государственных  институтов.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Так, общая стратегическая задача развития - модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом выделяются следующие приоритетные задачи финансовой политики:

  1. формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
  2. существенное снижение налогового бремени и повышения эффективности налоговой и таможенной системы;
  3. создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
  4. достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;

 

  1. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  2. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

Финансовая  политика в ее широком понимании  включает бюджетную, налоговую, таможенную, денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика определяется Конституцией государства, Бюджетным кодексом государства, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

  1. финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
  2. поддержание финансовой стабильности в стране;
  3. обеспечение финансовой целостности государства;
  4. создание условий для социально-экономического развития.

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит главе государства, который ежегодно определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов  и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов и решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:

-инвентаризация  и оценка эффективности всех  бюджетных расходов и обязательств, включая целевые программы;

-четкое разграничение  расходных и налоговых полномочий  между бюджетами всех уровней;

-урегулирование  кредиторской задолженности бюджета;

-проведение  реструктуризации государственного  долга и введение единой системы  управления государственным долгом;

-совершенствование  казначейских технологий и управления  государственными финансами и  др.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Она играет важную роль в стимулировании инновационной сферы. Выделяют основные задачи налоговой политики:

  1. значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
  2. упрощение налоговой системы;
  3. минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
  4. ликвидация налогов с оборота;
  5. снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  6. уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
  7. создание условий для легализации прибылей предприятий;
  8. сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и так далее. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. Политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Денежно-кредитная  политика формируется Правительством и Национальным банком и ставит следующие  основные приоритетные задачи:

-сохранение  инфляции на уровне, при котором  обеспечиваются условия для экономического  роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

-продолжение  работы по совершенствованию  платежной системы, включая создание  новых компонентов, основанных  на системе расчетов в режиме  реального времени, развития безналичных  расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;

-контроль над  денежным предложением посредством  установления целевых объемов  денежной массы, а также режим  плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке, и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

 

 

 

 

 

 

1.ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Главным субъектом  финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию  основных направлений финансового  развития общества на отдаленную перспективу  и определяет задачи на предстоящий  период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение  задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Результативность финансовой стратегии и тактики тем выше, чем они больше учитывают потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни. Финансовая стратегия должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой стратегии нужна достоверная информация о финансовом положении государства.

Реализацию  финансовой стратегии и тактики  обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

 

Краткосрочная финансовая тактика государства  направлена, прежде всего, на обеспечение  текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая  работа, проводимая финансовой системой: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса валюты к основным мировым валютам. Государственная краткосрочная финансовая тактика, имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Информация о работе Финансовая стратегия и тактика