Финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаул

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт……………………………………………………………………………….…………..….6
Характеристика учреждений культуры и спорта……………………………....6
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………………………………………………………………..........8
Понятие и сущность финансирования………………………………………….8
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………….....11
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.……………………………………………………………………………….14
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула………………………………………………………………...17
Анализ финансирования общих расходов в Ленинском районе, расходов на культуру и спорт в динамике за период 2009-2012гг. и структуры расходов Ленинского района г. Барнаула……………………………………………………………………………...17
Анализ финансирования расходов на культуру по статьям расходов в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………21
Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения ………………………….……………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Культура - бюджет.docx

— 102.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт……………………………………………………………………………….…………..….6
    1. Характеристика учреждений культуры и спорта……………………………....6
    2. Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………………………………………………………………..........8
      1. Понятие и сущность финансирования………………………………………….8
      2. Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………….....11
    3. Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.……………………………………………………………………………….14
  2. Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула………………………………………………………………...17
    1. Анализ финансирования общих расходов в Ленинском районе, расходов на культуру и спорт в динамике за период 2009-2012гг. и структуры расходов Ленинского района г. Барнаула……………………………………………………………………………...17
    2. Анализ финансирования расходов на культуру по статьям расходов в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………21
  3. Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения ………………………….……………………………………………………….….25

Заключение……………………………………………………………………………….30

Список использованной литературы………………………………………………...….32

Приложение……………………………………………………………………...……….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера - важнейший  фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую  входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, занимает видное место в  народнохозяйственном комплексе государства (в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых  в народном хозяйстве). От ее качественного состояния зависит здоровье, образование, культура человека, а значит и его созидательная энергия. Эти факторы все в большей мере становятся мощным ускорителем экономического роста и определяющим условием прогресса человеческого общества.

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека [1], в том числе его физического, образовательного и культурного уровня.

Функции культуры с точки  зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты, что является очень важным для  общества.

Физическая культура и  спорт являются, так же как и  культура, одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Российской Федерации, так как воспитание здорового  молодого поколения граждан страны является очень важным аспектом.

Поэтому выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура и спорт выступают одним из основных претендентов на средства государственного бюджета.

Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры и спорта Российской Федерации, закрепленной в законодательстве.

В реальной же практике ни федеральные, ни региональные, ни местные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов.

Государство в погоне за новыми приоритетами стремительно освобождалось от своей  конституционной ответственности  за состояние культуры, и в результате государственные расходы на культуру и искусство значительно снизились. Похожая ситуация сложилась и в сфере физической культуры и спорта. В сложных условиях экономического реформирования бюджетное финансирование, получаемое от государства и органов МСУ, все больше отстает от финансовых потребностей учреждений культуры и спорта.

Особо тяжелое положение складывается у властей местного самоуправления из-за недостатка бюджетных средств  и из-за того, что они финансируют  самую массовую сеть государственных учреждений культуры и спорта, а так же в связи с общим уменьшением доходной части местных бюджетов.

Между тем, процесс разграничения  полномочий между органами власти всех уровней увеличивает объем полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения.  Федеральные  законодательство  предусматривает  осуществление органами МСУ ряда новых полномочий и в области  культуры и спорта. В этих условиях возрастает значение финансовой обеспеченности муниципальных объединений (МО), поскольку  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансирование полномочий органов  МСУ по вопросам местного значения должно осуществляться только за счет средств местных бюджетов.

Однако анализ финансового положения муниципалитетов свидетельствует, что в 75 % субъектах РФ имеет место несоответствие доходов местных бюджетов потребностям муниципалитетов на реализацию собственных полномочий. Вследствие этого, учреждения культуры и спорта на местном уровне недополучают необходимое количество средств для организации и развития.

Опыт показывает, что организациям культуры и спорта необходимо иметь  некий иной, негосударственный, источник  формирования финансовых  средств, чтобы меньше зависеть от неустойчивого  положения экономики России. Культура  и спорт располагают значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании могут внести существенный вклад в развитие отечественной экономики.

Однако в данных сферах не созданы  необходимые условия для развития предпринимательства, получения прибыли. Средств, получаемых учреждениями культуры и спорта от предоставления платных  услуг населению, также недостаточно для покрытия их расходов. Это обусловлено  как снижением "потребительской  потребности"  населения в социально-культурной сфере в силу его крайнего обнищания, так и неспособностью учреждений культуры и спорта приспосабливаться  к меняющейся конъюнктуре рынка. Все это отбрасывает учреждения данных сфер на периферию общественной жизни.

Таким образом, для отраслей  культуры и спорта вопросы финансирования имеют особо важное значение.

Актуальность темы определяется необходимостью осмысления культуры  и спорта как  инвестиционной, а не затратной сферы, воздействующей на экономическое и социальное развитие страны. Необходимо трезво оценить существующее положение вещей в этой области, определить направление дальнейшего развития и осуществить поиск новых методов и средств финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.

Объектом исследования данной курсовой работы является Комитет по финансам Администрации Ленинского района г.Барнаула, предметом – финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.  

Цель курсовой работы состоит  в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.

Задачи курсовой работы: 

  • Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
  • Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
  • Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

   Методы исследования:

  • Сравнительный метод;
  • Изучение нормативно-правовой базы;
  • Аналитический метод.

Данная работа состоит из трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансового обеспечения расходов на культуру и спорт. Во второй главе анализируется финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула. В третьей главе рассмотрены проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула.

При написании работы были использованы учебники по финансам, бюджетной  системе РФ, в частности таких  авторов как Афанасьев, М.П., Бабич, А.М. и др., Бюджетный Кодекс РФ и иные законодательные и нормативно-правовые акты РФ, нормативно-правовая документация г.Барнаула. Также были рассмотрены исследования современных экономистов в специализированных журналах, таких как «Муниципальная экономика», «Клаузура».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт

 

    1. Характеристика отраслей культуры и спорта

 

Россия на сегодняшний день обладает богатейшим культурным наследием, которое  в условиях постиндустриального  общества является весьма значимым экономическим  ресурсом. Выполняя свое основное предназначение – создание условий для удовлетворения растущих физических и духовно-культурных потребностей и формирование мотивов  поведения новых поколений, - культура и спорт призваны, в то же время, влиять на развитие экономики. Речь идет о возрастающем значении человеческого  потенциала, развитии физических, творческих, созидательных способностей человека, которые в постиндустриальном обществе играют ключевую роль при определении  экономического успеха страны. Для  России развитие социально-культурной сферы является в настоящее время  необходимой предпосылкой и фактором оживления экономической деятельности, так как отрасль культура является реальным сектором российской экономики.

В то же самое время сферу культуры и спорта нельзя смешивать с экономикой. Прежде всего, специфика функционирования данной отрасли в рыночной среде  заключается в том, что экономические  модели рыночной экономики, эффективно работающие в материальном производстве, в чистом виде не пригодны для этих сфер. Коммерциализация культуры и  спорта может привести к резкому  снижению качества и ассортимента предоставляемых  услуг, в результате чего общество окажется в культурном и духовном вакууме. Недаром еще в начале XX в. Артур Пигу выдвинул теорию "провалов рынка", в соответствии с которой существует определенное экономическое пространство, где отношения частной собственности неприемлемы, а предпринимательская деятельность нецелесообразна. [20].

В связи с этим, в условиях экономической перестройки  и  постоянно меняющейся конъюнктуры рынка учреждения культуры и спорта находятся в достаточно уязвимом положении из-за постепенного вытеснения подлинных ценностей и их замещения примитивным суррогатом и глубокого дефицита финансовых средств. Неспособность учреждений культуры и спорта приспосабливаться к современным условиям отбрасывает их на периферию общественной жизни.

Согласно данным статистики,  в настоящее время в России функционируют 2500 музеев и 600 театров, однако их деятельность не может покрыть  потребности населения в масштабах  страны. Начиная с 1995 года, численность  зрителей театров почти не увеличилась, а 80% населения не посещает их даже раз  в году. За этот же период количество музейных посетителей возросло на 7%, однако и здесь мы видим, что около 70% населения годами не посещают музеи.

В сфере физической культуры и спорта положение кардинально  отличается.  По данным статистики, за последние годы спортивные сооружения страны способны единовременно принять более 5,5 млн. человек, что составляет одну пятую часть от утвержденного норматива пропускной способности. Уровень обеспеченности спортивными залами составляет только половину от необходимого количества, а бассейнами - и того меньше.

Приходится констатировать, что имеющегося в настоящее время  в стране количества спортивных сооружений недостаточно для реализации минимально необходимого объема двигательного  режима населения и организации  качественной учебно-тренировочной  работы учреждений спортивной направленности.

Таким образом, сегодня имеется  ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие культуры и спорта и  требующих неотложного решения; приведенные данные свидетельствуют о необходимости принятия определенных мер. Очевидно, предстоит сделать очень многое для того, чтобы хоть как-то приблизиться к европейским показателям в это области.

К примеру, такой важный показатель, как доля расходов на услуги учреждений культуры и спорта в общей сумме  расходов домашних хозяйств в России ниже, чем в наиболее развитых странах. Так, удельный вес расходов на культуру и рекреацию в общих расходах домашних хозяйств достигает  (в %): в США - 10.4, Великобритании - 10.3, Германии - 9.9, в Швеции и Норвегии - 9.1, Италии - 8.9 и Франции - 8.4. В России официально фиксируемые расходы на учреждения культуры и массовый спорт в 2000х г. составили 0.4% общих расходов населения. Этого явно недостаточно для нормального функционирования учреждений данной сферы. [28].

В этих условиях возрастает значение бюджетного финансирования и  финансовой поддержки учреждений культуры и спорта со стороны государства  и органов МСУ. Бюджетное финансирование является основой государственных  гарантий сохранения и развития культуры и спорта Российской Федерации.

Информация о работе Финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаул