Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть методы финансового планирования и доказать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, цели, задачи финансового планирования.
2. Описать организацию планирования на предприятии.
3. Охарактеризовать методы финансового планирования.
Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).
По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей
могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Нормативный метод
Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.
В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
-федеральные нормативы;
-республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
-местные нормативы;
-отраслевые нормативы;
-нормативы хозяйствующего субъекта.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории той или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
Отраслевые нормативы
действуют в масштабах
Нормативы хозяйствующего
субъекта – это нормативы, разрабатываемые
непосредственно хозяйствующим
субъектом и используемые им для
регулирования производственно-
Сущность расчетно-
Схема расчётно-аналитического метода планирования:
Отчетные данные за предплановый
период à Экспертная оценка динамики отчетных
данных à Экспертная оценка перспектив развития à Расчет планового показателя
Расчетно-аналитический метод широко
применяется при планировании суммы прибыли
и доходов, определение величины отчислений
от прибыли в фонды накопления, потребления,
резервный, по отдельным видам использования
финансовых ресурсов и т.п.
Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.
Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
Он + П = Р + Ок
где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, грн.;
П – поступление средств в фонд;
Р – расходование средств фонда;
Ок – остаток средств на конец планового периода,
Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
-минимум приведённых затрат;
-максимум приведённой прибыли;
-минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
-минимум текущих затрат;
-минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
-максимум дохода на рубль вложенного капитала;
-максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
-максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле:
И + Ен * К = min,
где И – текущие затраты;
К – единовременные затраты (капиталовложения);
Ен – нормативный
коэффициент эффективности
В настоящее время нормативный коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года.
Сущность экономико-
Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
Y = f(x),
где Y – показатель;
х – факторы.
Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели:
Отчетные данные за предплановый период à
Построение экономико-
Принятие планового
решения, выбор одного варианта планового.
В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.
Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:
1) Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.
2) Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
3) Разработка различных вариантов плана финансового показателя.
4) Анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.
5) Выработка планового решения, выбор оптимального варианта.
Достоинства метода экономико-математического моделирования состоит в более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей. Недостатками считаются: достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.
К общим методам составления
финансового плана или
Сетевой метод.
Метод сетевого планирования – сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (модели) планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Используется при управлении сложными системами (изобретен в США).
При составлении финансового плана составляется сетевой график и у этого графика выделяются 3 части (главных понятия):
-Работа – любой процесс, требующий затрат времени и/или ресурсов.
-Событие – результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для начала последующих работ. Предшествующее событие служит отправной точкой для работы, а последующее является ее результатом. Любая работа соединяет только 2 события, которые бывают простые (имеют только 1 входящую и 1 выходящую работу) и сложные (имеют несколько входящих и выходящих работ).
Информация о работе Финансовое планирование, его методы в условиях рынка