Финансовое планирование и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Целью этой работы является изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования, а также изучение проблем и перспектив развития финансового планирования и прогнозирования.
В процессе работы были поставлены следующие задачи: изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования (понятие, содержание, объект, цели, задачи, методы, принципы, роль в условиях административно-командной экономики и в условиях рыночной экономики), изучение системы финансовых планов и различных их видов, изучение системы финансовых планов как на централизованном, так и на децентрализованном уровнях современной экономики, а также проблем и перспектив развития финансового планирования и прогнозирования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансового планирования и прогнозирования
2. Система финансовых планов и прогнозов
3. Финансовое планирование и пути его совершенствования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф3.Основы финансового планирования.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

 

3. Финансовое планирование  и пути его совершенствования

 

Появление финансового планирования рассматривают в рамках появления  менеджмента, финансового менеджмента, а также в рамках развития экономики  различных стран. В первом и втором случае датой возникновения финансового  планирования как такового считается  конец

 ХХ-го века.

Финансовый план предприятия  неразрывно связан с макроуровнем, то есть определяется господствующей на данный момент времени экономической ситуацией в стране. В этом заключается ограниченность первых двух подходов. В третьем подходе дата становления финансового планирования определяется моментом появления административно-командной экономики, поскольку именно ей присуща черта централизации, причем как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий. В этом подходе датой возникновения финансового планирования является 1918 год.

В СССР финансовое планирование рассматривалось как составная  часть планирования народного хозяйства. Основными задачами финансового планирования на том этапе считалось определение объёмов и источников формирования фондов денежных средств по финансовому обеспечению затрат на развитие экономики, ускорение научно-технического прогресса и более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей населения; выявление резервов дополнительного роста производства и денежных накоплений; соблюдение экономии в использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов; достижение единства всей системы финансовых планов; организация выполнения финансовых планов путём контроля рублём за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций.

Различные звенья финансовой системы разрабатывали свои финансовые планы: балансы доходов и расходов государственных предприятий, объединений  и министерств; финансовые планы  колхозов и др. кооперативных организаций, а также общественных организаций; сметы бюджетных учреждений; Государственный  бюджет СССР; бюджет государственного социального страхования; финансовый план государственного имущественного и личного страхования; сводный финансовый план народного хозяйства, призванный обеспечить координацию ресурсов всех финансовых планов, способствовать взаимной увязке важнейших подразделений народно-хозяйственного плана.

Развитие и совершенствование  финансового планирования осуществлялось в направлении более полного  учёта в планах общественных потребностей и их удовлетворения при данных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов, усиления сбалансированности экономики, повышения научного уровня и развития перспективного финансового  планирования.

На протяжении 1918-1921 гг. господствовала жесткая централизация системы  хозяйственных отношений, происходила  национализация большинства крупных, средних и мелких предприятий. Формой финансирования на этом этапе является предоставление авансов из специального фонда бюджета, которые представлялись государственным предприятиям. На этом этапе как элемент финансового  планирования существует проект сметы  из бюджета предприятия, который  составлялся на сметный период. Смета  содержала основные группы расходов, сроки их осуществления, ориентировочный  краткий производственный план с  указанием количества предлагаемых к выпуску в течение сметного периода изделий и их стоимости.

1922-1925 гг характеризуются переходом к НЭПу, денационализацией мелких предприятий и переходом крупных предприятия на коммерческий расчет с государством. Денежные авансы по истечению операционного периода подлежали возмещению. Бюджетное финансирование предприятий постепенно принимает две основные формы: дотации и казначейские ссуды. Основным документом финансового планирования по-прежнему остаются сметы, однако составляются они на год. В доходной части отражались все поступления предприятия, в расходной – затраты на заработную плату, создание производственных запасов, строительно-ремонтные работы и прочие расходы.

В 1925-27 гг. началось формирование системы распределения доходов  между трестами и государством, распределения  прибыли по отдельным направлениям деятельности. К сметам доходов и  расходов добавляется директивный  баланс, который составляется на год  с распределением по квартальным  датам. По своей форме директивный  баланс был близок к бухгалтерскому балансу и состоял из двух частей – активной и пассивной.

1929-1931 гг. характеризуются  нововведениями в финансовом  планировании – финансовый план  предприятий стал разрабатываться  в составе промфинплана и включал приходно-расходный план и сравнительную таблицу бухгалтерских балансов на начало и конец планируемого периода.

1930-е гг. характеризуются  проведением кредитной и налоговой  реформ, формирования централизованного  механизма управления экономикой, введения государственной системы  краткосрочного кредитования, изъятия  основной массы чистого дохода предприятий в бюджет, а также внедрения механизма прямого директивного планирования. Доминирующим документом финансового планирования является финансовый план.

В 1939 году был введен баланс доходов и расходов, который состоял  из трех частей – доходы, расходы, взаимоотношения  с бюджетом. В 1957 году были внесены  существенные изменения в баланс доходов и расходов, основанная на принципе отражения чистых доходов и расходов. До 1990-х гг. баланс доходов и расходов просуществовал в таком виде, все поправки, которые вносились в него, касались только некоторых статей, не затрагивая основных его принципов. Недостатком этих планов были их оторванность от реальной ситуации, а также невозможность отражения всех финансовых отношений в балансе.

Переход от административно-командной  экономики к рыночной системе  хозяйствования ликвидировал существовавшую в стране систему долгосрочного  планирования, а вместе с тем исчезла  и система внутрифирменного планирования. Методы планирования, применявшиеся  в СССР, утратили свою актуальность, а новые созданы не были. До 1991 г. практически все государственные  предприятия разрабатывали годовой  финансовый план с поквартальной  разбивкой показателей (баланс доходов  и расходов). Методика составления  этого документа (в составе техпромфинплана) была рекомендована министерством финансов бывшего СССР в 1988г. Финансовый план в рекомендованной форме позволял сопоставить все плановые доходы и расходы, увязывать направления расходования средств с соответствующими источниками финансирования, а также определять взаимоотношения с бюджетной и кредитной системами. В большей мере баланс доходов и расходов разрабатывался не для самого предприятия, а для вышестоящей организации, финансовых органов и банков. Распад СССР привел к ликвидации существовавшей системы планирования. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения методов хозяйствования. На первом этапе переходной экономики (1991 – 95) намечалось придать управлению демократический характер на основе расширения прав и самостоятельности предприятий. Однако при этом не были задействованы факторы мотивации высокопроизводительного труда. При распаде политической системы и отсутствии научно обоснованной теории управления экономикой в переходный период это привело в определенной степени к потере управляемости социально-экономическими процессами. В этот период практически не было единого государственного плана экономического и социально развития страны. Его заменяли различные прогнозы и программы, система государственных заказов, которые при отсутствии необходимых макроэкономических условий для производства не оказывали существенного влияния на народное хозяйство. Годовое планирование уступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острых проблем производства, материально-технического обеспечения и распределения ресурсов.

С целью преодоления негативных тенденций в стране были разработаны  Программа неотложных по выходу экономики  из кризисного состояния, Основные направления  социально-экономического развития на 1996-2000 годы. Государственное регулирование  социально-экономических процессов  на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом  государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Планирование и прогнозирование  в условиях переходной экономики  затруднено в связи с нестабильностью  макроэкономических показателей. Кроме  того, в условиях переходного периода  качественно видоизменяются содержание и функции существовавшего ранее  годового планирования и прогнозирования, усиливается его индикативный характер.

Финансовое планирование осуществляется на макроуровне и микроуровне, и в рамках различных уровней имеет свои особенности. Для составления централизованных финансовых планов все страны разрабатывают собственные модели.

При макромоделировании переходных экономик возникают серьезные стратегические и практические проблемы. Вероятно, самая большая практическая проблема – это узость методологически сопоставимой информационной базы, препятствующая использованию распространенных в рыночной экономике эконометрических моделей и требующая разработки специальных моделей переходной экономики, ориентированных на малые ряды данных.

С 1994 года началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели, позволяющей осуществить  прогноз взаимосвязанных потоков  материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. Результаты модельных расчетов были использованы при обосновании Концепции  прогноза социально-экономического развития на 1998 и 1999 годы. Содержательная логика данной модели состоит в оценке ВВП  по факторам со стороны предложения  с последующим согласованием  спроса и предложения с экономической  политикой или макроэкономическими  условиями. Работа над моделью ведется  и на современном этапе.

Система государственных  прогнозов социально-экономического развития включает:

на долгосрочную перспективу  – Национальную стратегию устойчивого  социально-экономического развития на 15 лет и Основные направления  социально-экономического развития на 10 лет;

среднесрочную перспективу  – Программу социально-экономического развития на 5 лет;

краткосрочную – годовой прогноз социально-экономического развития.

На современном этапе  децентрализованное финансовое планирование предполагает два направления –  стратегическое и текущее. Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять стратегическое планирование обусловлена развитием научно-технического прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспектив научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость составления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию финансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на главный финансовый показатель – прибыль предприятия. Годовой финансовый план позволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования.

Оперативные финансовые планы  в форме платежных календарей необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или меньшей детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.

Характерными чертами  в организации финансового планирования предприятий за рубежом является обязательность разработки планов, определение  в текущих планах ответственных  исполнителей по операциям, статьям, задачам, последующий анализ выполнения планов и выяснения причин как недовыполнения, так и перевыполнения в разрезе статей поступлений и выплат. Принцип плановости в деятельности отечественных предприятий нуждается в укреплении. В практике можно наблюдать отход от непрерывности финансового планирования и взаимоувязки различных финансовых планов. Проведенное исследование состояния финансового планирования и финансовых расчетов на предприятиях Министерства промышленности показало, что не все предприятия определяют финансовую стратегию, составляют долгосрочные финансовые планы, учитывают инфляцию в финансовом планировании. Единицы из них при разработке планов используют приемы финансового менеджмента и многовариантные расчеты, компьютерные программы. Однако в целом интерес предприятий к вопросам финансового планирования возрастает. В практике постепенно происходит формирование новой системы финансовых планов. Поскольку разрабатываемые финансовые планы охватывают различные горизонты планирования, у предприятий возникает потребность иметь плановый документ, в котором бы отражались базовые составляющие основных видов планов и который обладал бы достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план. Отечественные предприятия разрабатывают бизнес-планы в следующих целях:

для получения банковских кредитов и бюджетных ссуд;

в случае приватизации государственных  предприятий;

для обоснования инвестиционных проектов;

для обоснования программы  финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса.

В переходный период бизнес-план занимает центральное место в системе финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать как долгосрочный план. Если взять за аксиому разработку скользящих финансовых планов, то наиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В таком случае расчет объемов продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходов и поступлений рекомендуют составлять для первого года с помесячной разбивкой, для второго года с поквартальной разбивкой, а для третьего года на год в целом.

Информация о работе Финансовое планирование и пути его совершенствования