Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, дипломная работа
Цель данной ВКР – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы,рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
Введение
1. Финансовое планирование и его роль в хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Цели задачи и методы финансового планирования
1.2 Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления
1.3 Сбалансированность финансовых показателей
2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
2.2 Оперативное финансовое планирование
2.3 Составление смет
Заключение
Список использованной литературы
Показатели,характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы,отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
Система финансов - это кругооборот
денежных средств предприятия в
процессе осуществления производственной
(операционной) и сбытовой деятельности,кредитно-
В свою очередь, финансово-кредитная
(финансово-инвестиционная) деятельность
предприятия связана с
Финансовое состояние
предприятия характеризуется
Хорошее финансовое состояние
- это устойчивая платежеспособность,
постоянное наличие достаточных
сумм денежных средств на счетах, эффективное
использование оборотных
Затруднительное,плохое финансовое
состояние - это постоянное или периодическое
наличие просроченной задолженности
перед банком, поставщиком, а иногда
и перед собственными рабочими и
служащими. Ухудшение положения
предприятия в большинстве
В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов(смет):
* смета объема реализации продукции;
* баланс денежных поступлений и расходов;
* план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);
* плановый бухгалтерский баланс;
*О расчет безубыточности продажи товаров.
Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.
Ниже перечислим важнейшие расчеты, производимые при разработке бизнес-плана.
Расчет 1.Расчет объема реализации продукции
На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж.
Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй — поквартально, на третий —на год в целом.
В разработке бизнес-плана главную задачу представляет маркетинг — анализ сбыта и управление объемом продаж, лежащий в основе управления производством и реализацией продукции. Используются следующие методы исследования рынка продаж.Эвристические методы прогнозирования, основанные на усреднении сведений,полученных путем опроса специалистов:
Расчет 2.Баланс денежных поступлений и расходов
Баланс денежных поступлений
и расходов позволит оценить, сколько
денег необходимо вложить в бизнес
в разбивке по времени, проверить
синхронность поступления и расходования
денежных средств, а значит, проверить
будущую ликвидность
Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов: 1) доходы и поступления средств; 2) расходы и отчисления; 3) кредитные взаимоотношения; 4)взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности.
После составления такого баланса выбирают стратегию получения необходимых денежных средств. Наиболее распространено финансирование через кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать все активы предприятия. В целях финансирования можно привлекать акционерный и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким капиталом.Управление финансами фирмы осуществляет финансовый менеджер по двум направлениям.
Управление активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав, активов на балансе предприятия, поддерживает конечные оптимальные уровни текущих и фиксированных активов. Текущие активы — это наличность, ценные бумаги, которые по первому требованию могут быть реализованы на рынке, сюда входят и материально-производственные запасы. Фиксированные активы — это земля,сооружения, оборудование, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.
Управление пассивами. Выявляется
оптимальное соотношение
Касаясь фондов предприятия, можно дать некоторые рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:
1) если фонды, вложенные
в активы фирмы, могут быть
более эффективно использованы
в другом деле, это не означает
что фонды используются
2) если есть возможность
выбора, то финансирование за
счет долгосрочных кредитов
3) доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов на текущий капитал.
Таким образом, задачи финансового
планирования сводятся к более точному
определению предстоящих
Из всего вышесказанного
видно, что планирование финансов предприятия
— важная часть работы по обеспечению
устойчивого финансового
Финансовое планирование
является и отправной точкой, и
конечным пунктом всей системы планирования,
включая в себя всю производственно-
Расчет 3.Расчет доходов и затрат (план прибылей и затрат)
Пример таблицы расчета доходов и затрат (план прибылей и затрат) может быть составлена по форме, приведенной в табл. 1.
Таблица доходов и затрат покажет, как будет формироваться и изменяться прибыль.
Таблица 1.
Формирование и изменение прибыли
Показатели |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Оборот |
||
Себестоимость[ |
||
Брутто (валовая) прибыль |
||
Общие издержки(общехозяйственные) |
||
Прибыль |
||
Остаток готовой продукции |
Расчет 4.Плановый баланс активов и пассивов
На основе результатов
расчета объемов выпуска
Расчет 5.Условия безубыточности
Анализ безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу CVP (затраты — объем — прибыль).
По каждому товару определяется порог рентабельности (находится критическая точка), т.е.точка безубыточности производства или реализации продукции.
Порог рентабельности можно определить графическим или аналитическим методами.
Графический метод определения порога рентабельности (Приложение 1).
В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости(затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции. В точке критического объема производства (А) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Проекция точки К на ось Q дает критический объем производства (реализации) в физических единицах измерения (штук, метров, кг).
Проекция точки К на ось N дает критический объем производства (продаж) в стоимостном измерении (ден. ед.).
Пользуясь графиком, проведем некоторые полезные расчеты для анализа зависимости “затраты— объем — прибыль”.
Аналитический метод определения порога рентабельности.
Пользуясь графиком, проведем некоторые расчеты для анализа зависимости “затраты — объем —прибыль”. В точке критического объема производства имеем
Из этого соотношения определяется предельная величина физического объема продукции по формуле
где (Q кр*- объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
р - цена единицы продукции;
v -удельные переменные затраты на единицу продукции; С — постоянные расходы
1.3 Сбалансированность финансовых показателей
Состав показателей
Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содержит расчеты ряда основополагающих показателей: прибыли от промышленной деятельности;
амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;
поступлений средств в
порядке долгосрочного и
процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.
Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять: источники затрат (расходов), их соотношения;
степень и направления использования, распределения источников;
сбалансированность их с затратами или расходами.
Так,оставшаяся после уплаты
налогов часть прибыли
создание финансового резерва;
финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств;
выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы;
выплаты дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам;
расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов, на другие цели.
Финансирование затрат по
капитальным вложениям
Так называемый баланс в
концепции сбалансированной системы
показателей имеет
• инвесторы заинтересованы в повышении прибыльности компании;
• кредиторы— в ее платежеспособности для минимизации рисков вложений и принятия решений о возможности предоставления кредитов;
• персонал— в финансовой устойчивости, от чего зависит оплата труда и проведение социальных программ;
•руководство организации должно получать информацию о результатах деятельности для принятия инвестиционных и финансовых решений, а также для устранения проблем в управлении и выявления новых возможностей деловой активности.
Владельцы,руководство, персонал организации заинтересованы в повышении ее репутации,которая напрямую зависит от результатов деятельности. Система показателей должна отвечать информационным потребностям всех заинтересованных сторон.Сбалансированность показателей — это равновесие между различными показателями,помогающими определить эффективность предприятия. Принцип баланса показателей в концепции сбалансированной системы показателей реализуется для определенных областей. Число таких областей может быть различным: определяются значимые для компании направления, в которых назначаются ключевые показатели, подлежащие регулярному измерению. Данные области могут быть разбиты на несколько подобластей, для которых должен сохраняться принцип равновесия.