Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, дипломная работа
Цель данной ВКР – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы,рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
Введение
1. Финансовое планирование и его роль в хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Цели задачи и методы финансового планирования
1.2 Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления
1.3 Сбалансированность финансовых показателей
2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
2.2 Оперативное финансовое планирование
2.3 Составление смет
Заключение
Список использованной литературы
Для эффективного управления бизнесом необходимо одновременно вглядываться вдаль, смотреть себе под ноги, оглядываться назад, не помешает боковое зрение и, конечно, требуется третий глаз. При этом в увиденном следует выделять существенные и несущественные детали, а также хорошо бы взглянуть на свой бизнес глазами конкурентов, клиентов, инвесторов и других заинтересованных групп. Этого достичь невозможно, если судить по какой либо одной составляющей, например,только по финансовой отчетности, которая дает возможность «оглянуться назад».
Принцип баланса показателей,
реализуемый в сбалансированной
системе показателей,учитывает
Сбалансированность
Основная цель применения сбалансированной системы показателей — обеспечение равновесия между различными показателями, помогающими определить успешность деятельности предприятия.
При создании системы показателей
необходимо выявить избыточные параметры,
которые требуется исключить. К
их числу могут относиться показатели,
не связанные с критическими факторами
успеха. Например, если основным критерием
оценки деятельности поставщиков является
качество и скорость доставки, то обращать
внимание на колебания закупочных цен
не стоит. Порой организации выбирают
слишком много показателей из-
В связи с реорганизацией
компании некоторые показатели могут
оказаться лишними. Часто компании
имеют несколько центров, по которым
производится оценка показателей.Управляя
своей локальной
Иногда финансовые показатели становятся чрезмерно детализированными. Изо дня в день линейные менеджеры пишут буквально тысячи отчетов, которые требуют рассмотрения, ответной реакции, а зачастую и немедленных действий. Огромное число детализированных показателей снижает полезность сбалансированной системы показателей в целом.
Некоторые руководители считают, что достаточно четырех—семи показателей, поскольку чем больше их, тем труднее сотрудникам в них разобраться. Но опыт многих компаний показывает что это не так. Сотрудники прекрасно ориентируются даже в нескольких десятках показателей, составляющих основу системы вознаграждения.
Можно считать, что для каждой из четырех составляющих оптимальным является следующее число показателей:
• финансы:четыре—пять (22%);
• клиенты:четыре—пять (22%);
•внутренние бизнес-процессы: восемь—десять (з4%);
• обучение и развитие: четыре—пять показателей (22%).
Необходимо отметить, что около 80% всех параметров, входящих в сбалансированную систему показателей, должны быть нефинансовыми.
Таким образом, соблюдение сбалансированности
показателей деятельности предприятия
позволяет избегать экономических
потерь и получать конкурентные преимущества.Прежде
всего, такая сбалансированность требует
единой методологической основы,то есть
четкого понимания содержания структурных,
временных и ресурсных
2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.
Важный момент финансового
планирования - его стратегия. Содержанием
стратегии финансового
Финансовый план хозяйствующего
субъекта представляет собой баланс
его доходов и расходов.В
При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.
Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.
Финансовый план — это раздел бизнес-плана, в котором прогнозируются доходы и расходы по проекту. Вместе с анализом рынка и маркетинговым планом, финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой
прогноз предпринимательской
организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;
вид продукции и услуг;
оценка рынка сбыта продукции и услуг;
конкуренция;
маркетинг и продажа;
план производственно-торговой деятельности;
менеджмент;
оценка риска и страхование;
финансовая стратегия и финансовый план;
приложения
Примерную схему бизнес-плана можно посмотреть в приложении 2.
В бизнес-плане различают
два вида финансового планирования:
долгосрочное и краткосрочное. Основой
долгосрочного финансового
Раздел финансового
Следует подробным образом
описать потребность в
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
изменение курса рубля к доллару;
перечень и ставки налогов;
рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел
бизнес-плана представлен
отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
балансовой ведомостью (финансовое
состояние предприятия в
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
2.2 Оперативное финансовое планирование
Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
1.организация расчета
временного совпадения
2.формирование информационной
базы о движении денежных
3.ежедневный учет всех
изменений в информационной
4. анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;
5. расчет потребности
в краткосрочном кредите в
случае временного
6. расчет временно свободных
средств предприятия, он
7. анализ финансового
рынка с позиции наиболее
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.
Главной особенностью правильно
составленного платежа является
его сбалансированность.Такой
Календарь платежей составляется на основе следующих документов:
1. плана реализации продукции;
2. сметы затрат на производство;
3. плана капитальных вложений;
4. выписок по счетам предприятия и приложений к ним;
5. договоров;
6. внутренних приказов;
7. графика выплаты заработной платы;
8. счетов-фактуры;
9. а также установленных
сроков платежей для
На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также платежные календари по отдельным видам движения денежных средств.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
Банку,обсуживающему
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования.