Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа
Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: - увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов; - новый стиль руководства персоналом;
Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Финансовое планирование и его роль в хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Цели задачи и методы финансового планирования
1.2 Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления
1.3 Сбалансированность финансовых показателей
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
2.2 Оперативное финансовое планирование
2.3 Составление смет
Заключение
Список использованной литературы
ФАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Приложения
2.3 Составление смет
Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Основные цели составления смет заключаются:
* в увязке текущих и перспективных планов;
* в координации действий различных подразделений предприятия;
* в детализации общих
целей производства и
* в управлении и контроле за производством;
* в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
* в определении будущих
параметров хозяйственной
* в периодическом
сравнении текущих результатов
деятельности с планом, выявлении
отклонений и причин
При составлении смет используются различные методы:
* нормативный;
* расчетно-аналитический;
* балансовый;
* оптимизации;
* моделирования.
Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).
Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Сущностью метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).
При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
* смета продаж (реализации продукции);
* смета производства;
* смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
* смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
* смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
* смета себестоимости реализованной продукции:
* смета текущих периодических общехозяйственных расходов;
* смета прибылей и убытков;
* смета капитальных затрат;
* смета движения денежных средств;
*смета статей актива и пассива и др.
Сметное планирование включает два этапа:
планирование - определение будущих целей;
мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т. е. того как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:
1. Разработка сметы
с “нуля”. Применяется в случаях,
когда проектируется новое
2. Планирование
от достигнутого. Применяется в
случаях, когда профиль работы
предприятия не изменяется. Сметы
подразделяются на два вида: сметы
по основной деятельности
Рассмотрим виды смет.
Смета продаж. Эта смета обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
Смета продаж включает в себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и 2) ожидаемую цену единицы каждого товара. Эти данные классифицируются по регионам и/или по существующим представительствам предприятия.
При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж.
Получив предполагаемый объем продаж в натуральном выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения (табл.2).
Таблица 2.
Смета продаж
Товар и регион |
Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции |
Цена единицы продукции, ден. ед |
Всего продажи, ден. ед. |
Товар X: |
528000- |
5 227 200 | |
Регион А |
208000 |
9,90 |
2 059 200 |
Регион Б |
162000 |
9.90 |
1 603 800 |
Регион В |
158000 |
9,90 |
1 564 200 |
Товар Y: |
280000 |
4 620 000 | |
Регион А |
111 600 |
16,50 |
1 841400 |
Регион Б |
78000 |
16,50 |
1300200 |
Регион В |
89600 |
16,50 |
1478 400 |
Всего выручка от реализации |
9 847 200 |
Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Объемы производства должны быть тщательно сверены со сметой продаж с тем, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода. Лучше всего, если все производственные мощности задействованы, а величина материальных запасов оптимальна (табл. 3)
Таблица 3
Смета производства
Единицы продукции | ||
Продукт Х |
Продукт Y | |
Объем продаж |
528000 |
280000 |
Плюс необходимое количество запасов на конец года |
80.000 |
60000 |
Итого |
608000 |
340000 |
Минус величина запасов на начало года |
88000 |
48000 |
Итого объем производства |
520000 |
292000 |
Смета прямых материальных затрат. Данные об объемах производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Количество необходимых для производственного процесса основных материалов определяется как 1) ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс 2) желательная величина запасов на конец года минус 3) запасы материалов на начало года. Необходимое количество основных материалов затем умножается на ожидаемую цену единицы материала, с тем, чтобы определить общую сумму прямых материальных затрат.
Смета затрат на оплату труда. Производственные нужды, определяемые в смете производства, представляют собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами с тем, чтобы обеспечить достаточное использование труда в производстве. Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов.
Смета накладных расходов. Ожидаемая величина накладных расходов отражается в смете накладных расходов, которая обычно включает величину накладных расходов по каждой их статье и используется как часть основной сметы. Смета накладных расходов может быть представлена следующим образом.
Смета накладных расходов на год (ден. ед.)
Зарплата вспомогательного персонала 732800
Зарплата управленческого персонала 360000
Энергия и освещение 306000
Амортизация основных фондов 288000
Вспомогательные материалы 182800
Текущий ремонт 140280
Страхование и налог на имущество 79200
Итого накладные расходы 2089080
Для того чтобы показать накладные расходы по каждому подразделению, часто составляются дополнительные сметы. Такие сметы позволяют руководителям подразделений сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную ответственность, Дополнительные сметы также помогают менеджеру по производству оценивать деятельность каждого подразделения.
Смета себестоимости реализованной продукции. Эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных но натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет 1) прямых материальных затрат, 2) затрат по оплате труда и 3) накладных расходов. Смета себестоимости реализованной продукции выглядит следующим образом.
Смета себестоимости реализованной продукции на год (ден. ед.)
1. Запасы готовой продукции на начало периода 1 095 600
2. Незавершенное
производство на начало
3. Прямые материальные
затраты: запасы основных
закупки основных материалов 1 617 400
стоимость имеющихся в наличии основных материалов 1 868200
минус запасы основных
материалов на конец периода 236 000
стоимость основных материалов, израсходованных в производстве 1 632 200
4. Прямые расходы на
оплату труда основного
5. Общепроизводственные расходы 2 089 080
6. Итого производственные расходы (стр. 3+4+5) 6705680
7. Незавершенное производство за весь период (стр. 2+6) 6 920 080
8. Минус незавершенное производство на конец периода 220 000
9. Себестоимость произведенной продукции (стр. 7-8) б 700 080
10. Себестоимость продукции, готовой к реализации (стр. 1 + 9) 7 795 680
11. Минус запасы готовой продукции на конец периода 1 195 000
12. Себестоимость реализованной продукции (стр. 10-11) 6600680
Смета текущих (периодических) расходов. Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу. Приведем пример сметы текущих расходов.
Смета текущих расходов на год (ден. ед.)
Расходы по реализации товара 1 190 000
Зарплата агентам по сбыту 595 000
Реклама 360 000.
Дорожные расходы 115000
Телефонная связь (в части, связанной со сбытом) 95 000
Прочие расходы по реализации 25 000
Общие и административные расходы 695 000
Зарплата административного персонала 360 000
Зарплата прочих служащих 105 000
Энергия и освещение 75 000
Арендная плата 60 000
Амортизация офисного оборудования 27 000 Телефонная связь 18 000
Страхование 17 500
Расходы на канцтовары 7500
Прочие общие расходы 25 000
Всего текущие расходы 1 885 000
Часто составляются дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения предприятия. Например, рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама в прессе, на телевидении, рассылка по почте), от количества (числа газетных колонок, количество каталогов, эфирное время), от затрат на единицу, частоты пользования и т.д. Составление реалистичной сметы требует внимания к деталям, а эффективный контроль достигается путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
Смета прибылей и убытков. Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Смета прибылей и убытков может быть представлена следующим образом.
Смета прибылей и убытков на год (ден. ед.)
Выручка от реализации 9 847 200
Себестоимость реализованной продукции 6 600 680
Валовая прибыль 3 246 520
Текущие расходы: 1 885 000
расходы по реализации 1 190 000
общие расходы 695 000
Прибыль от основной деятельности 1 361 510
Прочие доходы:
доходы от процентов 98 000
Прочие расходы:
расходы по выплате процентов 90 000