Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: - увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов; - новый стиль руководства персоналом;

Содержание работы

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Финансовое планирование и его роль в хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Цели задачи и методы финансового планирования
1.2 Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления
1.3 Сбалансированность финансовых показателей


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
2.2 Оперативное финансовое планирование
2.3 Составление смет


Заключение
Список использованной литературы

ФАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Приложения

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ курсовая......doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

2.3  Составление смет

Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Основные цели составления  смет заключаются:

* в увязке текущих  и перспективных планов;

* в координации действий различных подразделений предприятия;

* в детализации общих  целей производства и доведении  их до руководителей различных  центров ответственности;

* в управлении и контроле  за производством;

* в стимулировании эффективной  работы руководителей и персонала предприятия;

* в определении будущих  параметров хозяйственной деятельности;

* в периодическом  сравнении текущих результатов  деятельности с планом, выявлении  отклонений и причин неудовлетворительной  работы.

При составлении смет используются различные методы:

* нормативный;

* расчетно-аналитический;

* балансовый;

* оптимизации;

* моделирования.

Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).

Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения средних  затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Сущностью балансового  метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Сущностью метода оптимизации  при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Сущностью метода моделирования  смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).

При разработке бизнес-плана  составляются следующие сметы:

* смета продаж (реализации  продукции);

* смета производства;

* смета прямых материальных  затрат (расхода основных материалов);

* смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);

* смета накладных (косвенных)  общепроизводственных расходов;

* смета себестоимости  реализованной продукции:

* смета текущих периодических  общехозяйственных расходов;

* смета прибылей и убытков;

* смета капитальных  затрат;

* смета движения денежных  средств;

*смета статей актива  и пассива и др.

Сметное планирование включает два этапа:

планирование - определение  будущих целей;

мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т. е. того как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Сметы составляются на год  в целом с поквартальной (или  помесячной) разбивкой. Работа выполняется  обычно под руководством финансового  директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:

1. Разработка сметы  с “нуля”. Применяется в случаях,  когда проектируется новое предприятие  или когда предприятие меняет профиль работы;

2. Планирование  от достигнутого. Применяется в  случаях, когда профиль работы  предприятия не изменяется. Сметы  подразделяются на два вида: сметы  по основной деятельности предприятия;  сметы по неосновным видам  деятельности предприятия.

Рассмотрим виды смет.

Смета продаж. Эта смета  обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении  служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает  существенное влияние на факторы, связанные  с формированием текущей прибыли.

Смета продаж включает в  себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и 2) ожидаемую цену единицы каждого  товара. Эти данные классифицируются по регионам и/или по существующим представительствам предприятия.

При оценке предполагаемого  объема продаж в натуральном выражении  отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж.

Получив предполагаемый объем  продаж в натуральном выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения (табл.2).

Таблица 2.

Смета продаж

Товар и регион 

Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции        

Цена  единицы продукции, ден. ед

Всего продажи, ден. ед.

Товар X:             

528000-               

 

5 227 200

Регион А             

208000 

9,90       

2 059 200

Регион Б              

162000 

9.90       

1 603 800

Регион В             

158000 

9,90       

1 564 200

Товар Y:             

280000 

 

4 620 000

Регион А             

111 600

16,50    

1 841400

Регион Б              

78000   

16,50    

1300200

Регион В             

89600   

16,50    

1478 400

Всего выручка от реализации        

   

9 847 200


Смета производства. Объем производства, соответствующий  сметному объему продаж и необходимой  величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный  объем производства в натуральном  выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Объемы производства должны быть тщательно сверены со сметой продаж с тем, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода. Лучше всего, если все производственные мощности задействованы, а величина материальных запасов оптимальна (табл. 3)

Таблица 3

Смета производства

 

Единицы продукции

 

Продукт Х

Продукт Y

Объем продаж  

528000 

280000

Плюс необходимое количество запасов на конец года    

80.000  

60000

Итого   

608000 

340000

Минус величина запасов на начало года      

88000   

48000

Итого объем производства           

520000 

292000


Смета прямых материальных затрат. Данные об объемах  производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Количество необходимых для производственного процесса основных материалов определяется как 1) ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс 2) желательная величина запасов на конец года минус 3) запасы материалов на начало года. Необходимое количество основных материалов затем умножается на ожидаемую цену единицы материала, с тем, чтобы определить общую сумму прямых материальных затрат.

Смета затрат на оплату труда. Производственные нужды, определяемые в смете производства, представляют собой исходный пункт для составления  сметы расходов на оплату труда. Чтобы  оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами с тем, чтобы обеспечить достаточное использование труда в производстве. Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов.

Смета накладных расходов. Ожидаемая величина накладных расходов отражается в смете накладных  расходов, которая обычно включает величину накладных расходов по каждой их статье и используется как часть основной сметы. Смета накладных расходов может быть представлена следующим образом.

Смета накладных расходов на год (ден. ед.)

Зарплата вспомогательного персонала 732800

Зарплата управленческого персонала 360000

Энергия и освещение 306000

Амортизация основных фондов 288000

Вспомогательные материалы 182800

Текущий ремонт 140280

Страхование и налог  на имущество 79200

Итого накладные расходы   2089080

Для того чтобы показать накладные расходы по каждому подразделению, часто составляются дополнительные сметы. Такие сметы позволяют руководителям подразделений сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную ответственность, Дополнительные сметы также помогают менеджеру по производству оценивать деятельность каждого подразделения.

Смета себестоимости реализованной  продукции. Эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных но натуральным и стоимостным  оценкам, взятым из смет 1) прямых материальных затрат, 2) затрат по оплате труда и 3) накладных расходов. Смета себестоимости реализованной продукции выглядит следующим образом.

Смета себестоимости реализованной  продукции на год (ден. ед.)

1. Запасы готовой продукции на начало периода 1 095 600

2. Незавершенное  производство на начало периода  214 400

3. Прямые материальные  затраты: запасы основных материалов  на начало периода 250 800

закупки основных материалов 1 617 400

стоимость имеющихся в  наличии основных материалов 1 868200

минус запасы основных

материалов на конец  периода 236 000

стоимость основных материалов, израсходованных в производстве 1 632 200

4. Прямые расходы на  оплату труда основного персонала  2 984 400

5. Общепроизводственные  расходы 2 089 080

6. Итого производственные расходы (стр. 3+4+5) 6705680

7. Незавершенное производство  за весь период (стр. 2+6) 6 920 080

8. Минус незавершенное  производство на конец периода  220 000

9. Себестоимость  произведенной продукции (стр. 7-8) б 700 080

10. Себестоимость продукции,  готовой к реализации (стр. 1 + 9) 7 795 680

11. Минус запасы готовой  продукции на конец периода  1 195 000

12. Себестоимость реализованной  продукции (стр. 10-11) 6600680

Смета текущих (периодических) расходов. Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы  по реализации, а также общие и  административные расходы. Являясь  частью основной сметы, смета текущих  расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу. Приведем пример сметы текущих расходов.

Смета текущих расходов на год (ден. ед.)

Расходы по реализации товара 1 190 000

Зарплата агентам по сбыту 595 000

Реклама 360 000.

Дорожные расходы 115000

Телефонная связь (в  части, связанной со сбытом) 95 000

Прочие расходы по реализации 25 000

Общие и административные расходы 695 000

Зарплата административного  персонала 360 000

Зарплата прочих служащих 105 000

Энергия и освещение 75 000

Арендная плата 60 000

Амортизация офисного оборудования 27 000 Телефонная связь 18 000

Страхование 17 500

Расходы на канцтовары 7500

Прочие общие расходы 25 000

Всего текущие расходы 1 885 000

Часто составляются дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения предприятия. Например, рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама в прессе, на телевидении, рассылка по почте), от количества (числа газетных колонок, количество каталогов, эфирное время), от затрат на единицу, частоты пользования и т.д. Составление реалистичной сметы требует внимания к деталям, а эффективный контроль достигается путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.

Смета прибылей и убытков. Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной  продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Смета прибылей и убытков может быть представлена следующим образом.

Смета прибылей и убытков  на год (ден. ед.)

Выручка от реализации 9 847 200

Себестоимость реализованной  продукции 6 600 680

Валовая прибыль 3 246 520

Текущие расходы: 1 885 000

расходы по реализации 1 190 000

общие расходы 695 000

Прибыль от основной деятельности 1 361 510

Прочие доходы:

доходы от процентов 98 000

Прочие расходы:

расходы по выплате процентов 90 000

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии