Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть финансовый план как составную часть бизнес-плана;
Рассмотреть методы финансового планирования;
Рассмотреть финансовые планы и их роль в управлении предприятием.
Цель курсовой работы: Рассмотреть финансовое планирование на предприятии.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам организаций.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Сумма, требуемая для  того, чтобы начать дело, может быть определена при помощи составления списка активов, которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости. [6, c. 45-61]

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств;
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия. [10, c. 15-19]

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие  на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта  финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Основные факторы, ограничивающие использование финансового планирования на предприятии:

1. Отсутствие эффективной  нормативно-правовой базы отечественного  бизнеса;

2. Незначительная доля  предприятий имеют финансовую  возможность осуществлять серьезные  финансовые разработки;

3. Непредсказуемость  и неопределенность ситуаций  на рынке затрудняет планирование. [7, c. 51]

Процесс финансового  планирования включает несколько этапов:

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. [3, c. 105-107]

  1. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. К ним относятся: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, метод экономико-математического моделирования.

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. К ним относятся: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, метод экономико-математического моделирования. [4, c. 77]

Расчетно-аналитический  метод планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.

Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.

Балансовый  метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.

Балансовый метод применяют  при прогнозировании поступлений  и выплат из денежных фондов (потребления  и накопления), составления квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т. п.

Метод оптимизации  плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.

Метод экономико-математического  моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

Функциональная связь  выражается уравнением вида 

                               Y = f (x)

Корреляционная связь  представляет вероятностную зависимость, которая проявляется только в  общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы. Например, однофакторное уравнение, построенное на базе линейной зависимости, имеет вид  У = а0 + а1х1.

При использовании  экономико-математических моделей  в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года. [4, c. 91-110]

При значительных изменениях условий работы предприятия в  плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным  расчетам финансовых показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.

1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3 – 5 лет. Он обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Стратегическим планом предприятия некоторые ученые считают  бизнес-план. Назначение бизнес-плана  состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

  • изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
  • обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
  • определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел. [3, c. 85-87]

В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др.

 

Перспективный финансовый план используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной. [8, c. 101-104]

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит  в изучении возможного финансового  состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих  прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре  объёма продаж. Этот показатель говорит  о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого  прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

  • определение источников долгосрочного финансирования;
  • формирование структуры и затрат капитала;
  • выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. [8, c. 131-146]

2. Текущее (годовое) финансовое планирование разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.

Форма годового финансового плана (расчетный баланс доходов и расходов) приведена  в таблице 1. [8, c. 147]

Таблица 1. Примерная форма доходов и  расходов предприятия

 

 

 

Наименование показателей

Отчетный  период

Планируемый период

уточненный 

план

ожидаемое

исполнение

В ценах отчетного периода

в ценах планового периода

1. Доходы и поступления

       

1. Общая прибыль

       

2. Амортизация

       

3. Прирост устойчивых пассивов

       

Всего доходов и поступлений

       

2. Расходы и отчисления

       

1. Производственное развитие (фонд  накопления)

       

2. Социальное развитие (фонд потребления)

       

3. Резервный фонд

       

4. Другие расходы

       

Всего расходов и отчислений

       

Превышение доходов над расходами

       

3. Платежи в бюджет

       

1. Налог на прибыль

       

2. Налог на доходы

       

3. Налог на недвижимость

       

4. Другие налоги

       

Всего платежей в бюджет

       

Превышение платежей в бюджет над  ассигнованиями из бюджета

       

4. Ассигнования из бюджета

       

1.

       

2.

       

Всего ассигнований из бюджета

       

Превышение ассигнований из бюджета  над платежами в бюджет

       

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии