Финансовое планирование на предприятиях: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
усиление центробежных сил в экономической организации;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.62 Кб (Скачать файл)

Степень напряженности – соотношение уровня финансовых ресурсов, абсолютно необходимых для нормального функционирования предприятия и общего объема доходов, запланированных к получению. Чем меньше величина показателя, тем менее напряженным будет финансовый план.

Бюджет доходов и расходов.

Показывает соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета – помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности (постоянные расходы / цена - - средние переменные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления. [22, с. 125]

В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств. [36, с. 475]

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж. [34, 32 ]

Притоки и оттоки денежных средств по источникам возникновения классифицированы на три категории:

Основная деятельность

Притоки денежных средств от:

продажи товаров и услуг;

возврата по займам (доход от процентов) и ценным бумагам (доход по дивидендам).

Оттоки денежных средств:

поставщикам запасов;

персоналу за услуги;

кредиторам (в виде процентов);

правительству в виде налогов;

другим поставщикам операционных расходов.

Инвестиционная деятельность

Притоки денежных средств от:

продажи основных фондов;

продажи обязательств или ценных бумаг другим организациям;

Оттоки денежных средств на:

приобретение основных фондов;

покупка обязательств или ценных бумаг у других организаций.

Финансовая деятельность

Притоки денежных средств от:

кредитов;

продажи собственных ценных бумаг фирмы.

Оттоки денежных средств на:

погашение кредитов (выплата суммы долга);

повторную покупку собственных ценных бумаг фирмы;

выплату дивидендов акционерам. [11, с.116-117]

Значение бюджета доходов и расходов:

Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса.

Устанавливает лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.

Определяет фонды потребления и накопления.

Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.

Показатели бюджета доходов и расходов:

Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая НДС, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в соответствии с прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост незавершенного производства по планируемым затратам.

Резерв для расчетов с бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями предприятия по конкретному виду бизнеса. Он должен быть стабильным, неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз, таможня и т.д.). [12, с. 248]

Чистые продажи (чистая выручка от реализации) = общий оборот-резерв.

Прямые затраты. Здесь отражаются те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой выручки от реализации остается почти неизменной в течение 1-3 лет. Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда 3 основных статьи:

Оплата сырья, материалов.

Оплата операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.

Расходы на зарплату основного производственного персонала.

Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся к прямым переменным, но не могут быть определены на единицу товарной продукции в данный период.

Валовая прибыль (= чистые продажи – прямые затраты). Это первая контрольная точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние валовой прибыли должно быть не менее 40 – 45 % по мнению экспертов (на Западе не ниже 30 %).

Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования организации, но с хозяйственной деятельностью связаны косвенным образом. Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным. (Балансовая прибыль = Валовая прибыль – все расходы указанные выше). [12, с. 248]

Для получения инвестиционного кредита в России норма чистой прибыли должна составлять 20-25 %, в развитых странах – 10-15 %. Тогда это считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получить кредит на 10-15 лет, в России – не более чем на 1 год.

Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Это план движения расчетных счетов и наличия денежных средств в кассе. Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования. [31, с. 173]

Задача бюджета: контроль положительного конечного сальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный период с помесячной (или более подробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность в дополнительных источниках средств (кредиты, инвестиции). При расчете источников существует следующий порядок:

Устанавливается объем средств для финансирования инвестиционных затрат (дополнительных затрат). Используются данные плана капитальных затрат, что является нижней границей уровня финансирования из внешних источников.

Определяются дополнительные текущие затраты в том числе для пополнения оборотных средств.

На основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливается превышение реальных расходов минимального уровня внешнего финансирования.

Расчетный баланс.

Состоит из активов и пассивов.

Активы: имущества, обязательства потребителей (других лиц), которыми будет располагать предприятие на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы: те обязательства, которые будет нести предприятие перед кредиторами (поставщиками, инвесторами).

Расчетный баланс довольно трудоемок, следовательно необязателен, хотя желателен. [Пр и пл, с. 120 ]

Финансовый план. Цель: сформулировать и представить полную и достоверную систему проектов ожидаемых финансовых результатов деятельности. Здесь обобщаются все предшествующие расчеты в стоимостном варианте. Возможны 2 финансовых цели предприятия:

Максимизация прибыли (высокая чистая прибыль).

Максимизация стоимости бизнеса (высокая рыночная цена акций, пая).

Здесь разрабатывают:

Прогноз объемов реализации. Разрабатывается с учетом плана маркетинга. [30, с. 61]

Таблица 2.3.2

План маркетинга

 

 

Объемы реализации в натуральном выражении

Цена за единицу

Всего продаж

А

     

В

     

С

     

 

Прогноз прибылей и убытков. Показывает процесс формирования и изменения прибыли. Выявляет рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.

Прогноз движения денежных средств. Оценивает потребность в деньгах по времени. Проверяет синхронность поступления и расходования денежных средств.

Сводный баланс. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года. Цель – определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающего устойчивость фирмы.

График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. [5, с. 142 ]

Расчет ведется на основании доходов и затрат и уровня цены на единицу продукции. Цель расчета – определение критического объема производства и запаса финансовой прочности предприятия.

Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:

Vкр=УПЗ/(Ц-УППЗ), [5, с. 143]

Где УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, руб.,

Ц – цена единицы продукции, руб.,

УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.

Запас финансовой прочности» определяется как разница между планируемым размером выручки и размером пороговой выручки и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным.

Сопоставлением критического объема производства с планируемым выпуском продукции определяется дата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графика безубыточности следует составить уравнения следующего вида. [33, с.652]:

у1=ах;

у2=а0+а1х,

где у1 – выручка, руб.,

у2 – затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,

а – цена единицы продукции без НДС, руб./ед.,

х – планируемый объем реализации продукции, ед.,

а0 – сумма условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,

а1 – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции(УППЗ), руб./ед.»

В заключении финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е. какие источники средств предоставляются.

Глава 3. Проблемы совершенствования и пути улучшения финансового планирования на предприятии «ПСБ – филиал ОАО «Тулаоблгаз»

3.1. Составление  баланса доходов и расходов (финансового  плана) ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз».

Для составления финансового плана в ПСБ мне были предоставлены документы:

Бухгалтерский баланс (приложение 1);

Приложение к бухгалтерскому балансу за период с 1 января по 31 декабря 2003 года (Приложение 2);

Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2003 года (приложение 2);

Отчёт об изменениях капитала за период с 1 января по 31 декабря 2003 года (приложение 4);

Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) за 2003 год (приложение 5);

Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов за 2003 год(приложение 6);

Основные сведения о деятельности предприятия за 2003 год(приложение 7).

Предоставленных данных недостаточно для составления баланса доходов и расходов, так как некоторые из них организация не разглашает в связи с коммерческой тайной. Поэтому необходимые данные для составления баланса доходов и расходов будут скорректированы.

При составлении финансового плана необходимо:

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях: проблемы и пути их решения