Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования. Объект курсовой работы - финансовый план на макроуровне. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования; - обосновать необходимость проведения финансового планирования; - разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Сущность финансового планирования 4
1.2 Задачи финансового планирования 6
2. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 9
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика 9
2.2 Методы финансового планирования 16
2.3 Этапы финансового планирования 22
3. ФИНАНСОВЫЕ ПРОГНОЗЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 25
3.1 Сущность прогнозирования 25
3.2 Методы финансового прогнозирования 25
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 32
4.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях 32
4.2 Пути совершенствования бюджетного планирования 35
4.3 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США и Японии 37
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский  филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Финансы»

на  тему: «Финансовое планирование в системе

управления финансами»

Вариант №7

 

                                            Выполнил: студент  3 курса

                                                    факультета  БУАиА

                                                    направления бакалавр экономики

                                                    группы вечерней

                                                    Политаева В.А.

                                                           № л.д. 100.26/120316

                                           Проверил: Балашев Н.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2014г.

                                                

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в  денежной форме, имеют распределительный  характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В этих условиях одной из наиболее значимых функций управления предприятием выступает задача финансового планирования, так как финансовое планирование соединяет в единую систему функционирования - производство, реализацию товаров и развитие бизнеса; восполняет отсутствие опыта в бизнесе и оберегает от грубых ошибок.

Предметом исследования является: "Совершенствование финансового  планирования на макроуровне".

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики  является спланированное, рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования.

Объект курсовой работы - финансовый план на макроуровне.

Для реализации вышеуказанной  цели поставлены следующие задачи:

- определить теоретические  аспекты, понятия и сущности  финансового планирования в некоммерческих  организациях;

- определить сущность организации финансового планирования;

- обосновать необходимость  проведения финансового планирования;

- разработать комплекс  рекомендаций по улучшению финансового  планирования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

- нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций;

- современные методические  приемы и способы количественного  и качественного анализа финансово-хозяйственной  деятельности;

- монографическая и  учебная литература по изучаемым вопросам;

- публикации в специализированных  изданиях по данной тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Сущность финансового планирования

В качестве инструментов управления финансами государства  выступают: планирование, контроль, организация и информационное обеспечение. Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный с выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения цели посредством использования специальных организационных моделей. Если планирование и контроль являются процессами, связанными с переработкой информации, то организация занимается структурированием информационных связей.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Планирование  является одним из тех методов  управления экономикой, который весьма активно и успешно разрабатывался советскими учеными. В этой области накоплен немалый положительный опыт. Процесс реформирования отечественной экономики сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования. Страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной» стране. Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновывать с различных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время вряд ли уместны; более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции по крайней мере не уменьшается. Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Финансовое планирование - неотъемлемая часть финансового механизма. От действенности финансового планирования зависит эффективность движения финансовых потоков, а значит результативность функционирования финансовой системы. Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести:

а) регламентированность (упорядоченный процесс);

б) связь с обработкой информации;

в) направленность на достижение определенных целей;

г) временной характер.

Под планированием будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются  с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды [2, С. 3].

 

1.2 Задачи финансового планирования

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать  как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное  управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    1. Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми  планами на общегосударственном  и территориальном уровнях выступают  бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим  законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами