Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования. Объект курсовой работы - финансовый план на макроуровне. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования; - обосновать необходимость проведения финансового планирования; - разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Сущность финансового планирования 4
1.2 Задачи финансового планирования 6
2. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 9
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика 9
2.2 Методы финансового планирования 16
2.3 Этапы финансового планирования 22
3. ФИНАНСОВЫЕ ПРОГНОЗЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 25
3.1 Сущность прогнозирования 25
3.2 Методы финансового прогнозирования 25
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 32
4.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях 32
4.2 Пути совершенствования бюджетного планирования 35
4.3 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США и Японии 37
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в  основном при планировании средств  на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

- денежное выражение  натуральных показателей удовлетворения  социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных  выплат (например, ставка заработной  платы, размеры пособий, стипендий  и т. д.);

- нормы, в основе  которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается  в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

Индексный метод основан  на использовании разнообразных  индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле [11, с.113]:

С(t+1) = С(t) * I, (1.1)

где С - прогноз числа  получателей бюджетной услуги на

(t+1) - следующий период  времени;

(t) - момент времени t

I - индекс изменения  экономических, демографических,  организационно-технических и других  условий, влияющих на количество  оказываемых бюджетных услуг.

Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить  число учитываемых факторов, а  также определять их значимость.

Использование балансового  метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы [12, C. 87].

С помощью балансового  метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется  при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций [8, с.243].

Бюджетирования, ориентированное  на результат (БОР) - система организации  бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой  планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих  мер по повышению эффективности  государственного управления и как  таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления.

БОР представляет собой  механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при  котором:

Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;

Определяется система  показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;

Распорядителям и получателям  бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;

Повышается ответственность  распорядителей бюджетных средств  за достижение поставленных целей путём  внедрения системы мониторинга  и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;

Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени  личного вклада в достижение результатов [13, C. 229].

Программно-целевой метод - представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа - это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы  развития РФ в 2002-2012 гг.);

Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое  развитие РТ");

Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").

Программно-целевой метод  расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному  использованию денежных средств  для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению с другими  методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и  недостаточно разработанным. Широкое  распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался  еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при  разработке целевых комплексных  программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Минусом данных методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов [9, с.356],

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    1. Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях

Главная задача при составлении бюджета денежных средств - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность организации при реализации данного проекта. Баланс движения денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, тем более на предприятиях бюджетной сферы, где предприятия могут использовать как свои собственные средства, так и бюджетные. Все доходы и расходы должны быть увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.

В бюджетных организациях рекомендуется использовать прямой метод, который основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом, подводятся балансы  по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

Разграничения направлений  деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

Каждый из данных показателей  может при необходимости рассматриваться  более подробно, или, наоборот, укрупненно. Также необходимо рассматривать удельные веса поступлений и выбытий денежных средств, оценивать их динамику.

Последним документом финансового  плана является прогнозный бухгалтерский  баланс. В рассматриваемой организации  бюджет по балансовому листу не составляется. Проведенный выше анализ финансового состояния Вяземской школы-интерната показал острую необходимость в составлении и подробном анализе данного документа.

Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно  большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.

Для составления прогнозного  бухгалтерского баланса были использованы данные из вышесоставленных смет расходов, а также из отчёта о движении денежных средств.

Возможно, по аналогии с  балансами коммерческих организаций, отражать в активе предприятия основные средства по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус амортизация).

Кроме того, при необходимости  можно составлять аналогичный детализированный баланс с подробной разбивкой  каждой статьи. Также необходимо рассчитывать относительные изменения статей за несколько периодов (динамика), по сравнению с плановыми показателями, определять удельные веса каждой статьи в общей валюте баланса. Кроме того, необходимо рассчитывать соответствующие соотношения бюджетных и внебюджетных средств. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса позволит рассчитывать корректные показатели платежеспособности организации и ликвидности баланса.

Все составленные выше сметы  и отчёты представляют собой финансовый план предприятия, который Вяземская  школа-интернат должна составлять ежегодно до начала отчетного периода, чтобы  отмечать положительные и отрицательные стороны деятельности, и делать всё возможное, чтобы отрицательных сторон было как можно меньше.

Все указанные плановые финансовые документы также можно  составлять нарастающим итогом, т. е. с накоплением (например, с начала года). Кроме того, необходимо своевременно сравнивать выполнение плана как в относительном (процентном), так и в абсолютном отношении. Это позволит контролировать выполнение плана, выявлять отклонения и их причины, принимать соответствующе решения и меры.

На основании всех составленных отчетов для большей наглядности можно составлять также графические отчеты.

Надо отметить, что  на всех этапах финансового планирования огромное значение имеет использование  правдивой и реальной информации о состоянии школы-интерната, а также ее текущей деятельности. Кроме того, плановые показатели необходимо рассчитывать с учетом инфляции, изменяющихся норм, нормативов, тарифов, налогов, обязательных платежей.

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами