Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования. Объект курсовой работы - финансовый план на макроуровне. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования; - обосновать необходимость проведения финансового планирования; - разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Сущность финансового планирования 4
1.2 Задачи финансового планирования 6
2. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 9
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика 9
2.2 Методы финансового планирования 16
2.3 Этапы финансового планирования 22
3. ФИНАНСОВЫЕ ПРОГНОЗЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 25
3.1 Сущность прогнозирования 25
3.2 Методы финансового прогнозирования 25
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 32
4.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях 32
4.2 Пути совершенствования бюджетного планирования 35
4.3 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США и Японии 37
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
- денежное выражение
натуральных показателей
- нормы индивидуальных
выплат (например, ставка заработной
платы, размеры пособий,
- нормы, в основе
которых лежат средние статисти
Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.
Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле [11, с.113]:
С(t+1) = С(t) * I, (1.1)
где С - прогноз числа получателей бюджетной услуги на
(t+1) - следующий период времени;
(t) - момент времени t
I - индекс изменения
экономических,
Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число учитываемых факторов, а также определять их значимость.
Использование балансового
метода позволяет увязать финансовые
ресурсы органов
С помощью балансового
метода реализуется принцип
Бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) - система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Так, бюджетное планирование,
ориентированное на результат, является
одним из элементов системы
БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:
Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов [13, C. 229].
Программно-целевой метод - представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа - это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:
Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);
Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");
Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").
Программно-целевой метод
расходов, во-первых, способствует соблюдению
единого подхода к
По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.
Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.
Минусом данных методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов [9, с.356],
Главная задача при составлении бюджета денежных средств - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность организации при реализации данного проекта. Баланс движения денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, тем более на предприятиях бюджетной сферы, где предприятия могут использовать как свои собственные средства, так и бюджетные. Все доходы и расходы должны быть увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.
В бюджетных организациях рекомендуется использовать прямой метод, который основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом, подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.
Каждый из данных показателей
может при необходимости
Последним документом финансового плана является прогнозный бухгалтерский баланс. В рассматриваемой организации бюджет по балансовому листу не составляется. Проведенный выше анализ финансового состояния Вяземской школы-интерната показал острую необходимость в составлении и подробном анализе данного документа.
Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.
Для составления прогнозного бухгалтерского баланса были использованы данные из вышесоставленных смет расходов, а также из отчёта о движении денежных средств.
Возможно, по аналогии с балансами коммерческих организаций, отражать в активе предприятия основные средства по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус амортизация).
Кроме того, при необходимости
можно составлять аналогичный детализированный
баланс с подробной разбивкой
каждой статьи. Также необходимо рассчитывать
относительные изменения статей
за несколько периодов (динамика), по
сравнению с плановыми показате
Все составленные выше сметы и отчёты представляют собой финансовый план предприятия, который Вяземская школа-интернат должна составлять ежегодно до начала отчетного периода, чтобы отмечать положительные и отрицательные стороны деятельности, и делать всё возможное, чтобы отрицательных сторон было как можно меньше.
Все указанные плановые финансовые документы также можно составлять нарастающим итогом, т. е. с накоплением (например, с начала года). Кроме того, необходимо своевременно сравнивать выполнение плана как в относительном (процентном), так и в абсолютном отношении. Это позволит контролировать выполнение плана, выявлять отклонения и их причины, принимать соответствующе решения и меры.
На основании всех составленных отчетов для большей наглядности можно составлять также графические отчеты.
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии школы-интерната, а также ее текущей деятельности. Кроме того, плановые показатели необходимо рассчитывать с учетом инфляции, изменяющихся норм, нормативов, тарифов, налогов, обязательных платежей.
Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами