Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Территориальные кластеры (далее – кластеры) – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

1. Что такое территориальный кластер.....................................................2
2. Какие нормы права регулируют отношения в области реализации кластерной политике............................................................................................3
3. Какая цель и задачи создания кластерной политики...........................4
4. Какие условия являются благоприятными для создания кластеров….8
5. Какие механизмы финансовой поддержки реализации кластерной политики на федеральном уровне представлены....................................................................................12
6. Какие фонды задействованы при реализации кластерной политики.16
7. Какие существуют риски реализации кластерной политики………...16
8. Какие существуют типы кластеров…………………………………….17
9. какие кластеры могут быть созданы на территории Челябинской области…………………………………………………………………….21
10. Список литературы………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

3. Осуществление целевых  инвестиций в развитие инженерной  и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое  с учетом задач развития кластеров. Развитие инженерной  и транспортной инфраструктуры, объектов жилищного строительства в ряде случаев является необходимым условием развития кластеров. Организационной предпосылкой удовлетворения потребностей организаций кластера в развитии инфраструктуры и жилищного строительства является учет данных потребностей в рамках разработки региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, федеральных целевых программ развития регионов базирования кластеров и в рамках механизма предоставления субсидий на развитие наукограда. В этой связи необходимо обеспечить интеграцию разработки программ (концепций, стратегий) развития кластеров и программ (стратегий, концепций) соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также федеральных целевых программ. Разработка проектной документации развития инфраструктуры кластеров, осуществляемого с использованием механизмов частно-государственного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов может быть обеспечена с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие механизмов  финансовой поддержки реализации  кластерной политики на федеральном  уровне.

1. Характеристика существующих  механизмов финансовой поддержки  реализации кластерной политики. В настоящее время сформирован ряд механизмов бюджетной поддержки инвестиционных проектов, а также мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий, позволяющий обеспечить реализацию проектов развития кластеров без дополнительного увеличения расходов федерального бюджета.Одним из основных механизмов финансовой поддержки реализации мероприятий по инициированию создания и организационному развитию кластеров должно стать конкурсное предоставление субсидий субъектам Российской Федерации в рамках реализации мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249.В рамках предоставления соответствующих субсидий может быть поддержано, в том числе, финансирование субъектами Российской Федерации мероприятий по организационному развитию кластеров, предоставлению ими субсидий субъектам малого предпринимательства, а также развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Данный механизм обеспечивает возможность финансовой поддержки реализации проектов в области содействия повышению качества менеджмента, развития механизмов субконтрактации и содействия повышения качества продукции у предприятий-поставщиков, реализации коллективных маркетинговых проектов и содействия выхода малых предприятий на внешние рынки, стимулирования инновационной деятельности, развития механизмов коммерциализации технологий и других.В рамках проектов кластерного развития следует использовать возможность получения финансовой поддержки проектов по развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, а также проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом, в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

Кроме того, в целях развития кластерных проектов могут быть использованы программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, предусматривающие предоставление на конкурсной безвозмездной и безвозвратной  основе субсидий по следующим направлениям: создание новых инновационных предприятий на основе успешной коммерциализации технологий; реализация инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основании разработок и при кадровой поддержке университетов Российской Федерации; осуществление НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий, приобретаемых ими на новые технологии и технические решения у российских вузов, академических и отраслевых институтов. Софинансирование переподготовки и повышения квалификации менеджмента предприятий кластеров из бюджетных источников, в том числе средств федерального бюджета, может быть обеспечено в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177.Поддержка реализации коллективных маркетинговых проектов предприятий кластеров может быть обеспечена в рамках организации российских экспозиций на зарубежных выставках и ярмарках, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета. Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать использование средств государственных институтов развития, в том числе в порядке, предусмотренном Положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 и Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007 р.В целях обеспечения ускоренного развития жилищного строительства на территориях базирования кластеров предполагается возможность использования субъектами Российской Федерации средств ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, и предусматривающей реализацию следующих мероприятий: предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, а также предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на указанные цели; предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования предоставляемой финансовой поддержки молодым семьям на приобретение жилья. Кроме того, в целях развития инновационных кластеров, предполагается также использование средств ФЦП «Жилище», выделяемых на цели предоставления субсидий молодым ученым на приобретение жилых помещений. Сводный перечень молодых ученых-получателей субсидий устанавливается Российской академией наук, Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями Российской академии наук, Российской академией медицинских наук в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 765.В целях активизации развития кластеров в полной мере должен быть использован потенциал особых экономических зон, связанный с финансированием развития инфраструктуры осуществляемым из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом и обеспечиваемым привлечением «якорных» резидентов – крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров. Также, дополнительная поддержка финансирования инфраструктуры инновационных кластеров из средств федерального бюджета может быть обеспечена в результате предоставления муниципальному образованию – территории его базирования статуса наукограда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.

2. Совершенствование механизмов  финансовой поддержки реализации  кластерной политики.В целях расширения  использования инструментов финансовой  и имущественной поддержки кластерных  инициатив  Министерством экономического  развития Российской Федерации  будет обеспечиваться использование  следующих механизмов: обеспечение интеграции кластерного подхода в разрабатываемые на федеральном уровне отраслевые и секторальные стратегии развития, а также федеральные и ведомственные целевые программы, схемы территориального развития; подготовка изменений в правила предоставления поддержки субъектам малого предпринимательства, предполагающих распространение механизмов предоставления государственной поддержки, предоставляемой субъектам малого предпринимательства, на субъекты среднего предпринимательства с учетом положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ;разработка мер по государственной поддержке развитию промышленных парков и технопарков; разработка мер по развитию механизмов субконтрактации и содействию внедрению отечественными предприятиями и организациями системы менеджмента качества в целях совершенствования цепочек добавленной стоимости; разработка конкурсных механизмов финансовой поддержки создания центров общего доступа научным оборудованием в инновационных кластерах и проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом, в рамках финансирования, предусмотренного утвержденными федеральными целевыми программами;развитие механизмов конкурсной поддержки прикладных исследований, проектов частно-государственного партнерства в сфере инноваций и профессионального образования, обеспечивающих предпосылки для развития кластерных проектов.

6. Какие фонды задействованы при реализации кластерной политике.

1.Инвестиционный фонд  Российской Федерации, государственную  корпорацию «Банк развития и  внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская  венчурная компания»

2.Фонд содействия развитию  малых форм предприятий в научно-технической  сфере.

3.Социальный фонд.

7. Меры, направленные  на предупреждение рисков неэффективной  реализации кластерной политики  в субъектах Российской Федерации.

К основным рискам реализации кластерной политики следует отнести:

- риски выбора ошибочных  приоритетов финансирования мероприятий  кластерной политики из бюджетных  источников;

- риск недостаточной координации  деятельности при реализации  кластерных проектов на федеральном,  региональном и местном уровнях;

- низкий уровень участия  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления в  реализации кластерных проектов;

- риск неэффективности  мониторинга реализации кластерной  политики,  вследствие отсутствия  четкой системы показателей оценки  их эффективности;

Основными направлениями  действий, направленными на предупреждение рисков неэффективности реализации кластерной политики будут являться:

1. Разработка четких критериев  для оценки эффективности и  результативности кластерных проектов, мероприятий и кластерной политики  в целом.

2. Использование проектного  подхода и ориентация на результат  при предоставлении финансирования.

3. Использование конкурсных  и конкурентных  механизмов поддержки  кластерных проектов.

4. Использование механизмов  частно-государственного партнерства  в качестве необходимого условия  финансирования кластерных проектов.

5. Использование условий  софинансирования кластерных проектов, реализуемых органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, со стороны муниципальных  образований и бизнеса.

6. Организация специальных  образовательных программ для  сотрудников государственных организаций  по вопросам кластерной политики.

7. Эффективное  использование  лучшего зарубежного опыта.

8. Гибкость используемых  механизмов поддержки кластерных  проектов.

8. Типы кластеров

С учетом отраслевой специфики  выделяются следующие типы кластеров:

1. Дискретные кластеры  включают предприятия, производящие  продукты (и связанные услуги), состоящие  из дискретных компонентов, включая  предприятия автомобилестроения, авиационной  промышленности, судостроения, двигателестроения,  иных отраслей машиностроительного  комплекса, а также организации  строительной отрасли и производства  строительных материалов. Как правило,  данные кластеры состоят из  малых и средних компаний –  поставщиков, развивающихся вокруг  сборочных предприятий и строительных  организаций.

2. Процессные кластеры  образуются предприятиями, относящимися  к так называемым процессным  отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая  отрасль, а также сельское хозяйство,  пищевая промышленность и другие.

3. Инновационные и «творческие»  кластеры развиваются в так  называемых «новых секторах»,  таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы,  а также в секторах услуг,  связанных с осуществлением творческой  деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают  большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации  технологий и результатов научной  деятельности, проводимых в высших  учебных заведениях и исследовательских  организациях.

4. Туристические кластеры  формируются на базе туристических  активов в регионе и состоят  из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного  питания, производителей сувенирной  продукции, транспортных предприятий  и других.

5. Транспортно-логистические  кластеры включают в себя комплекс  инфраструктуры и компаний, специализирующихся  на хранении, сопровождении и  доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать  также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

Кластеры смешанных типов  могут сочетать признаки нескольких типов кластеров. Реализация проектов развития кластеров позволяет эффективно преодолевать ряд различного рода барьеров и «узких мест», препятствующих развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера.

1. К числу проблем, преодолеваемых  в рамках развития большинства  типов кластеров,  следует отнести: недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования; низкую восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств; недостаточное качество и доступность транспортной и инженерной инфраструктуры; недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера, отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера; ограниченный доступ к зарубежным рынкам.

Информация о работе Финансовое планирование