Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:28, реферат
Нормальное функционирование экономики возможно, как известно, лишь при условии, когда каждое структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Между тем экономика любой страны развивается неравномерно: отдельные ее звенья вырываются вперед, другие — отстают в своем росте. Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулирование,
Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………5
1.2 Направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………7
1.3 Нормативно – правовое обеспечение государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………11
2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………15
2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России…… ……………………………………………………………………15
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………17
2.3 Стимулирование экономики России: анализ и итоги……………………30
3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………36
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………36
3.2 Перспективы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты
государственного финансового
1.1 Понятие и сущность
государственного финансового
1.2 Направление, формы и
методы государственного
1.3 Нормативно – правовое
обеспечение государственного
2. Анализ современного
состояния государственного
2.1 Государственное финансовое
регулирование экономики в
2.2 Развитие социальной
сферы: приоритеты регулирования………………
2.3 Стимулирование экономики России: анализ и итоги……………………30
3. Проблемы и перспективы
государственного финансового
3.1 Проблемы государственного
финансового регулирования
3.2 Перспективы государственного
финансового регулирования
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Нормальное функционирование экономики возможно, как известно, лишь при условии, когда каждое структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Между тем экономика любой страны развивается неравномерно: отдельные ее звенья вырываются вперед, другие — отстают в своем росте. Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулирование, под которым понимается такое распределение финансовых ресурсов, которое приводит к изменению темпов роста отдельных структурных подразделений, перестройке производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Государственное финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на структуру общественного производства. Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.
Дать понятие и классификацию
государственного финансового
2.
Определить направление, формы и
методы государственного
3.
Провести анализ современного
состояния государственного
4.
Выявить проблемы и
При написании курсовой работы, я опиралась на такие источники как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, Прогноз социально – экономического развития РФ, а также на труды известных экономистов.
На сегодняшний день, инструменты, методы и рычаги государственного финансового регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так же способов и приемов такого вмешательства. Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ
1.1 Понятие и сущность
государственного финансового
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование экономики, которое представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства.
Целью финансового
регулирования является
1.обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой реализации экономических решений (безопасности существования соответствующей национально-территориальной общности, установления и поддержания правового режима, направленного не защиту прав собственности и свободное развитие личности, на поддержание и развитие эффективной конкуренции);
2.проведения стабилизационных мероприятий (регулирования темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики);
3.осуществления социально - ориентированного перераспределения ресурсов (организации производства нужных обществу благ, которыми не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, помощи социально незащищенным гражданам, осуществления индексации фиксированных доходов).[19]
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:
1. учет
действия объективных
2. разработка
научно обоснованной
3. наличие
демократической системы
4. наличие
в стране отлаженной
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
1. структурная перестройка
экономики с постепенным
2. демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
3. развитие конкуренции,
предпринимательства на основе
создания подлинного
4. возможность свободного
беспрепятственного
1.2 Направление, формы и
методы государственного
Весь процесс финансового регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на виды, формы и методы.
Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.
Кредитование — способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование производятся на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.[12,c.8-9]
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка.
Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность, а в ином случае вводит экономические меры, снижающие эту активность.[14,c.55-57]
К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
• политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
• изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).[16,c.45-49]
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).