Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:28, реферат
Нормальное функционирование экономики возможно, как известно, лишь при условии, когда каждое структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Между тем экономика любой страны развивается неравномерно: отдельные ее звенья вырываются вперед, другие — отстают в своем росте. Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулирование,
Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………5
1.2 Направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………7
1.3 Нормативно – правовое обеспечение государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………11
2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………15
2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России…… ……………………………………………………………………15
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………17
2.3 Стимулирование экономики России: анализ и итоги……………………30
3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………36
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………36
3.2 Перспективы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………41
На решение проблемы совершенствования системы реабилитации инвалидов, улучшения качества и уровня их жизни направлена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», целью которой является создание условий и предпосылок для роста числа реабилитированных инвалидов, увеличения количества инвалидов, ежегодно возвращающихся к трудовой, бытовой и общественной деятельности, улучшение качества их жизни.
В связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактики заболеваний особую значимость приобретает развитие санаторно-курортной сферы.
В 2008-2010 годах политика государства будет направлена на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов, проведение структурных преобразований сети санаторно-курортных учреждений с целью улучшения хозяйственной самостоятельности санаторно-курортных организаций.
Обеспечение эффективной социальной защиты населения останется важнейшим приоритетом. Будет обеспечено совершенствование механизмов поддержки занятости населения, повышение эффективности реализуемых социальных программ.
Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2008-2010 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
С 1 января 2010 г существенно повышен уровень пенсионного обеспечения граждан путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера. Также введен новый вид адресной социальной помощи - социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих неработающих пенсионеров, с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ.
Социальные пособия и выплаты будут проиндексированы в 2010 г на 10 % для поддержания их покупательной способности, что выше предполагаемого уровня инфляции.
Развернется работа по внедрению системы социальных контрактов (договоров социальной адаптации), которые будут являться договорами о взаимных обязательствах между получателями адресной социальной помощи и органом социальной защиты по месту жительства граждан. Это потребует разработки соответствующей нормативной правовой базы, перестройки деятельности органов социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, внедрения усовершенствованных процедур проверки нуждаемости граждан, соответствующего программного обеспечения.
Повысится эффективность реализации социальной помощи, в частности дальнейшее развитие получит реализация программ, осуществляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут сформированы эффективные механизмы поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.
Реализация региональных программ в 2010 г позволит обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс человек, стажировки 85,3 тыс выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания 1,4 млн дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тыс специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 169,1 тыс человек. На указанные цели в федеральном бюджете на 2010 г предусмотрено выделить 36,3 млрд руб.
Субсидии из федерального бюджета субъектам РФ предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 г накоплен положительный опыт реализации.
Предусматривается в 2010 г удержать прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 г - 2,2 млн человек.
В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010 г. и более сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом составит 20815 руб. (Таблица 4)
Таблица 4 Обеспечение населения денежными средствами
2008 год
2009 год
2010 год
2010г. в % к 2008г.
Фонд заработной платы, млрд. руб.
8921,0
10299,0
11771,0
131,9
Среднемесячная заработная плата, руб.
15571,0
18094,0
20815,0
133,7
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (среднегодовой), руб. в месяц
4108,0
4467,0
4845,0
117,9
В том числе:
трудоспособного населения
4441,0
4830,0
5238,0
117,9
пенсионеров
3273
3566
3881,0
118,6
детей
3925
4259
4609,0
117,4
Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении прожиточного минимума в среднем на душу населения - в 2010 г он увеличиться на 17,9%. Также увеличиться фонд заработной платы на 31,9%, что положительно отразиться на среднемесячной заработной плате, где увеличение произойдет на 33,7%.
Значимым краткосрочным риском экономического развития является стагнация внутреннего спроса, как со стороны населения, так и со стороны корпоративного сектора. Негативное влияние оказывает безработица, снижение доходов определенной части населения, сложное финансовое состояние предприятий. Стагнация спроса в свою очередь ограничивает возможности экономического роста на основе задействования потенциала внутреннего рынка. (Таблица 5)
Таблица 5 Занятость населения
2008 год
2009 год
2010 год
2010г. в % к 2008г.
Среднегодовая численность постоянного населения (в целом по РФ, млн. чел.)
141,4
141,0
140,6
99,4
Трудовые ресурсы, млн. чел.
91,9
91,4
90,9
98,9
Численность безработных, млн. чел.
1,95
1,9
1,7
87,1
В 2010 г, по отношению к 2008 г. снизится численность безработных до 1,7 млн. человек и трудовые ресурсы до 90,9 млн. человек. Положительным моментом является снижение безработицы.
В связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда в 2010 г будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено иностранным гражданам, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ по найму у физических лиц. Будет введена законодательная норма о возможности приобретения иностранными гражданами патентов, на основании которых они смогут легально пребывать и осуществлять указанный вид трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
В целях форсированного обновления производства, внедрения новых производственных и управленческих технологий, повышения конкурентоспособности российских компаний будут пересмотрены подходы к миграционной политике в плане перехода от ограничительной модели к модели целенаправленного привлечения и удержания в России в отношении тех категорий трудовых мигрантов, которые необходимы для модернизации экономики - управленческие, инженерные кадры, работники интеллектуальных профессий, ученые, высококвалифицированные работники.
2.3 Стимулирование экономики России: анализ и итоги
В 2010 г возобновился рост инвестиций в основной капитал, которые выросли на 140,4 %.(Таблица 6) Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе, ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте, включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство.
В формировании долгосрочного инвестиционного ресурса должны участвовать иностранные инвесторы, для чего будет обеспечено привлечение и сопровождение долгосрочных иностранных инвестиций путем создания совместных с иностранными инвесторами фондов инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и т.д.).
Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов на российский финансовый рынок правительство будет сокращать долю государственной собственности в экономике, проводя приватизацию посредством публичных отрытых процедур на основе конкурсов и аукционов.
Будет активизирована политика привлечения инвестиций, в том числе через проведение активной работы с инвесторами, выстраивания более простых и быстрых административных процедур согласования запуска новых инвестиционных проектов. (Таблица 6)
Таблица 6 Привлечение инвестиций
2008 год
2009 год
2010 год
2010г. в % к 2008г.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (млрд.руб.)
7049,0
8350,7
9897,5
140,4
Иностранные инвестиции(млн.$)
39,6
41,5
44,2
111,6
Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 г инфляция остается достаточно низкой 6-7 % в годовом выражении, в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться.
Правительство РФ в дополнение к действующим с 2009 г мерам будет предпринимать действия, направленные на стимулирование спроса и поддержку начавшегося экономического роста. В первую очередь такие меры будут приниматься как в отношении спроса на продукцию секторов, наиболее пострадавших во время кризиса 2009 г. В число таких секторов войдут, в том числе, автомобильная промышленность и жилищное строительство.
В сфере жилищного строительства будут расширены механизмы поддержки рынка жилья, ускорена реализация закона о поддержке жилищно-строительных кооперативов с созданием первых кооперативов по всей стране при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Будет усилена координация деятельности между институтами развития в жилищной сфере в целях повышения эффективности использования бюджетных средств на цели стимулирования жилищного строительства. В целях дополнительного стимулирования жилищного строительства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья будет осуществлен дополнительный имущественный взнос РФ в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства в размере 15 млрд. руб.
Значительно расширят внутренний спрос на рынке жилья средства материнского капитала, которые станут доступны для их направления на цели приобретения жилья с 2010 г. Потенциально на цели жилищного строительства из средств материнского капитала может быть направлено до 102 млрд. руб. Спрос на жилье со стороны государства будет также поддерживаться и через мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, на эти цели будет направлено 44,4 млрд. руб.
Будут приняты меры по радикальному повышению эффективности государственного спроса, прежде всего в строительстве транспортной инфраструктуры. Правительство РФ также примет меры по ускорению доведения бюджетных денег до экономики, в том числе через усиление контроля за своевременностью заключения госконтрактов и осуществления государственных закупок.
В 2009 г был принят ряд решений, направленных на стимулирование инноваций, прежде всего - создание комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. На реализацию сформулированных Комиссией технологических инициатив в бюджете 2010 г зарезервировано 10 млрд. руб. Обеспечение эффективной работы по приоритетным направлениям (технологическим инициативам), выделенным в рамках работы комиссии - одна из важнейших новых задач в сфере инновационной политики. Необходимо создание механизмов финансовой и организационной поддержки реализации проектов как государственным, так и частным сектором в рамках этих инициатив.
Также будут проработаны дополнительные меры поддержки инноваций, в том числе:
1. формирование
системы предоставления