Финансово-кредитное стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование финансово-кредитного стимулирования развития малого и среднего бизнеса в России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России.
Рассмотреть государственную политику развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Выявить особенности финансово-кредитного стимулирования малого и среднего бизнеса в России.
Изучить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России 5
1.2 Государственная политика развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ 9
ГЛАВА 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Ключевые меры по поддержке малого бизнеса 14
2.2 Особенности финансово-кредитного стимулирования малого и среднего бизнеса в России 16
2.3 Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Финансы Малый бизнес.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Финансово-кредитное  стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что основой рыночной экономики  являются предприятия малого и среднего бизнеса. Именно они формируют так называемый "средний класс", который в здоровом государстве становится наиболее многочисленной группой населения, и заполняют на рынке ниши, слишком тесные для промышленных гигантов.

Малый и средний  бизнес играют важную роль в экономике  и занятости населения в зарубежных странах. Малые и средние предприятия  обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

Малые предприятия  имеют преимущества по сравнению  с крупными компаниями в части  деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

Актуальность  темы. Стимулирование развития и поддержка инициатив малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее перспективных методов преодоления негативных последствий финансового кризиса и восстановления темпов роста российской экономики. Только малые и средние предприятия имеют возможность своевременно заполнять перспективные рыночные ниши и осуществлять внедрение инноваций, соответственно оперативно создавать новые рабочие места.

В настоящее  время доля малых и средних  предприятий в ВВП России не превышает 15-20%, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 70%-80. В последнее время органы государственной власти активизировали свои действия по поддержке малого и среднего предпринимательства, принят пакет законов, стимулирующих развитие предпринимательства, снижающий административную нагрузку на бизнес. Но, несмотря на это, успешному развитию данного сектора российской экономики препятствует наличие ряда серьезных проблем.

Поэтому основной целью деятельности законодательных и исполнительных органов власти является выработка предложений по совершенствованию законодательных механизмов защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства от административного давления, также будут обсуждены проблем имущественной поддержки и налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства. Кроме того в ходе слушаний планируется рассмотреть способы расширения доступа малого и среднего предпринимательства к размещению госзаказа и развитие инновационного малого и среднего предпринимательства.

Цель курсовой работы – исследование финансово-кредитного стимулирования развития малого и среднего бизнеса в России.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России.
    • Рассмотреть государственную политику развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
    • Выявить особенности финансово-кредитного стимулирования малого и среднего бизнеса в России.
    • Изучить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.

Объект исследования – субъекты малого и среднего бизнеса в России.

Источниками изучения данной темы являются нормативно-правовые акты РФ, а также литература отечественных и зарубежных авторов посвященная данной теме.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и  сущность малого и среднего бизнеса в России

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Деятельность  субъектов малого и среднего бизнеса  в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

 а) от ста  одного до двухсот пятидесяти  человек включительно для средних  предприятий;

 б) до ста  человек включительно для малых  предприятий; среди малых предприятий  выделяются микропредприятия - до  пятнадцати человек;

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные  организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и  крестьянские (фермерские) хозяйства  в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный  год определяется в порядке, установленном  Налоговым кодексом Российской Федерации.

Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

23 сентября 2009 года  на заседании форума «Опоры  России» премьер-министр РФ В.  В. Путин огласил инициативы  Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России [1]:

Сохранить для  высокотехнологичных предприятий  ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).

Освободить  предприятия, внедряющие энергоэффективное  оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.

Отменить налог  на прибыль от продажи ценных бумаг  — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они  не обращаются на биржевом рынке.

Освободить  компании, работающие в сфере образования  и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.

Передать в  местные бюджеты большую часть  дохода от продажи патентов на осуществление  предпринимательской деятельности.

Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.

Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).

Пакет госпомощи  малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу:

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

Итак, к субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям.

 

1.2  Государственная политика  развития субъектов малого и  среднего предпринимательства в  РФ

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие  субъектов малого и среднего  предпринимательства в целях  формирования конкурентной среды  в экономике Российской Федерации.

2) обеспечение  благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение  конкурентоспособности субъектов  малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении  производимых ими товаров (работ,  услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение  количества субъектов малого  и среднего предпринимательства;

6) обеспечение  занятости населения и развитие  самозанятости;

7) увеличение  доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение  доли уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства  налогов в налоговых доходах  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

1) разграничение  полномочий по поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность  федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей  субъектов малого и среднего  предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение  равного доступа субъектов малого  и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России