Финансово-кредитное стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование финансово-кредитного стимулирования развития малого и среднего бизнеса в России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России.
Рассмотреть государственную политику развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Выявить особенности финансово-кредитного стимулирования малого и среднего бизнеса в России.
Изучить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России 5
1.2 Государственная политика развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ 9
ГЛАВА 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Ключевые меры по поддержке малого бизнеса 14
2.2 Особенности финансово-кредитного стимулирования малого и среднего бизнеса в России 16
2.3 Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Финансы Малый бизнес.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В целях реализации государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные  налоговые режимы, упрощенные правила  ведения налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

2) упрощенная  система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный  порядок составления субъектами  малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

4) льготный  порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности  участия субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по  обеспечению прав и законных  интересов субъектов малого и  среднего предпринимательства при  осуществлении государственного  контроля (надзора);

7) меры по  обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по  развитию инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

9) иные направленные  на обеспечение реализации целей  и принципов Федерального закона  меры.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.

перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

  • федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Ключевые меры по поддержке малого бизнеса

Некоторые законодательные  предложения субъектов Российской Федерации:

- предоставлять малым  и средним предприятиям госгарантии  для получения кредита в размере,  не превышающем половину суммы  налогов, уплаченных предприятием  в 2008 г.;

- уменьшить арендную плату  для малого бизнеса, ограничить размеры арендной платы за землю, которая устанавливается в зависимости от вида деятельности предпринимателя;

- предоставить предпринимателям  право самостоятельно выбирать  способ оплаты за земельный  участок: уплата земельного налога  или арендной платы за земельный участок;

- установить размер земельного  налога, который уплачивают владельцы  помещений в офисных зданиях,  равным налогу, который уплачивают  жители многоэтажного дома;

- разрешить выкупить предпринимателям  арендующиеся более трех лет  помещения, находящиеся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при условии отсутствия задолженности по внесению арендной платы на момент принятия решения о предоставлении права выкупа (сейчас действует формулировка, которая позволяет отказать предпринимателю в реализации его права, если арендная плата не была перечислена в срок более двух раз подряд);

- дать право субъектам  Российской Федерации предоставлять  бюджетные и налоговые кредиты.

В последнее время заметно  активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Так, в Волгоградской области  предприятиям малого и среднего бизнеса  оказывает поддержку некоммерческое партнерство "Региональный гарантийный фонд". А в Курской области активную позицию занимают региональная общественная организация "Союз предпринимателей", Курское областное отделение "ОПОРА России" и некоммерческое партнерство "Областной центр поддержки малого предпринимательства".

В Мурманской области разработан и принят нормативно-правовой акт регионального правительства "О мерах по поддержке арендаторов государственного имущества Мурманской области в 2009 году", которым предусмотрено введение моратория на повышение ставок арендной платы для малого и среднего предпринимательства.

Малое предпринимательство  формирует в стране средний класс  и способствует становлению инновационной  экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие  места, стимулировать спрос и  предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Необходимо снизить ставку рефинансирования Центробанка. Сегодня она так высока, что является запредельным барьером для кредитования реального сектора экономики, кроме того, необходимо снизить стоимость кредитов, что поможет в стабилизации экономики.

Одна из ключевых мер по поддержке малого бизнеса - снижение налоговой нагрузки. Для ряда предприятий нужно до конца года установить льготное налогообложение, в первую очередь это касается инновационных компаний и предприятий, производящих импортозаменяющую продукцию.

В целом же российская банковская система в кризисных условиях работает стабильно, и во многом это объясняется вовремя принятыми антикризисными мерами Правительства РФ. Эти меры позволили избежать банкротств банков и массового оттока вкладов. В борьбе с кризисом не хватает пока системного подхода, не выработано единой схемы по преодолению возникающих финансовых проблем.

В первом заседании антикризисной  рабочей группы, одна из главных  задач которой - подготовка законодательных  предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и в социальной сфере, приняли участие члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, предприниматели малого и среднего бизнеса.

2.2 Особенности  финансово-кредитного стимулирования  малого и среднего бизнеса  в России

На фоне впечатляющего  роста цен и объемов продаж углеводородного сырья, миллиардных  займов, которые получают в банках по всему миру наши сырьевые компании, финансирование малых и средних предприятий делает свои первые, робкие шаги. Между тем именно этот сегмент рынка может оказаться весьма перспективным как для банков, так и для заемщиков в случае изменения конъюнктуры на рынке невозобновляемых сырьевых ресурсов.

Для любого банка главное в кредитовании малого и среднего бизнеса - прозрачность деятельности небольших компаний. Чем «белее» отчетность фирмы, тем ниже риски для банков и тем более охотно они кредитуют тех, кто ведет «цивилизованный» бизнес. Как при ведении «цивилизованного» бизнеса в наши дни предприниматель договаривается с налоговой и прочими «фондами и фондиками» - тайна сия велика есть. Но банкам, чтобы дать кредит, нужна полная «прозрачность» бизнеса.

 Большинство банков  предлагает несколько видов кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса: все они отличаются характерными суммами кредитов, сроками рассмотрения, залоговым обеспечением (оно может быть и необязательным) и способами оценки банковских рисков (скоринговая система или индивидуальный подход). Если банк специально не занимается кредитованием малого и среднего бизнеса в «портфеле банка» кредиты малому бизнесу составляют обычно около 17%. Решение по предоставлению кредита принимаются в течение трех-четырех дней. При этом скоринговая оценка применяется только для небольших кредитов (до 3-4 миллионов рублей). Займы на большие суммы рассматриваются на индивидуальной основе, рассмотрение заявки занимает до двух недель. Обычно банки предоставляют рублевые кредиты максимум на пять лет по ставке от 12% годовых.

 Чтобы получить  кредит, предприятию или индивидуальному  предпринимателю достаточно иметь  подтвержденные доходы и вести  свой бизнес в районе действия  филиала банка не менее шести  месяцев. Без залога обычно можно получить экспресс-кредит до $ 15 000, сроки рассмотрения в этом случае не превышают трех дней. Требования, предъявляемые к заемщику, стандартные, а подход кредитора к заемщикам – индивидуальный: при решении вопроса о кредитовании оценивается вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, качество учета и отчетности, источники погашения кредита, его обеспечения и перспективы бизнеса в целом. По результатам такого анализа предприятие относится к той или иной категории риска. И риска, как правило, довольно высокого. Большинство банкиров, имеющих дело с малыми предприятиями, жалуются на сложности, возникающие при оценке их (малых предприятий) кредитоспособности, что обусловлено непрозрачной отчетностью большинства предприятий и низким качеством залогового обеспечения.

 Банки, несмотря  на рекламные декларации об  «экспресс-кредитах» и «скоринговых  системах» стараются как можно  более подробно «просветить»  не слишком прозрачных заемщиков,  выбирая среди них наиболее  надежных. А скоринговая система используется, как правило, только при выдаче потребительских кредитов. Работники кредитных учреждений утверждают, что большинство заемщиков, оцениваемых по системе скоринга, попадают в так называемую «серую зону» - нельзя принять однозначно ни положительного, ни отрицательного решения. И это неудивительно, ведь скоринговые системы могут выдавать более или менее правдоподобный результат только на основе многолетней статистики, которой в стране России пока нет.

 В эффективности  скоринга применительно к кредитованию малого и среднего бизнеса сомневаются даже крупные банки, обладающие опытом массового кредитования, - ссылаясь, впрочем, на мировую практику. Скоринговые карты, составленные с использованием статистических методов, используются при кредитовании малого бизнеса только как дополнительный инструмент - самостоятельно его нигде не применяют, поэтому эксперт банка, после заполнения заявки на предоставление кредита посещает предприятие будущего заемщика, чтобы понять реальное состояние бизнеса. Очевидно, что такой способ оценки кредитоспособности намного эффективнее изучения деятельности предприятия по бумагам. Это выгодно и «малому» предпринимателю - он не будет тратить время и деньги на составление бизнес-плана. Разумеется, такая схема будет работать до тех пор, пока «эксперт» банка будет работать честно и добросовестно.

 Еще одна  особенность крупных банков - они  могут себе позволить выдавать  небольшие кредиты малому бизнесу  без залога (сумма кредита до 600 000 рублей). При этом банкиры избегают определенности с процентными ставками. Это не случайно: процентные ставки в данном случае могут меняться в широких пределах и зависят от того, как банк оценивает собственные риски, связанные с выдачей того или иного кредита.

 Кредитование  малого бизнеса – динамично развивающееся, и, в то же время, наиболее сложное направление в кредитовании юридических лиц. Как показывает практика, многие проблемы здесь порождены слабой кредитной грамотностью самих предпринимателей: они не представляют всего спектра кредитных продуктов, предлагаемых банками малому бизнесу.

 Какие варианты  получения заёмных средств доступны  сегодня «малым» и «средним»  предприятиям:

- кредиты на  текущую деятельность;

- инвестиционные  кредиты;

- коммерческая  ипотека;

- особые формы  кредитов (лизинг, факторинг, аккредитив).

 Инвестиционные  кредиты берут под новые проекты,  с целью существенного расширения  производственных мощностей либо  разработки нового направления  деятельности фирмы. Текущая доходность  предприятия не имеет существенного значения, но в инвестиционный проект предприниматель обязательно должен вложить не менее 30% собственных средств. Инвестиционные кредиты предоставляются банками на срок до 10 лет и, что особенно привлекательно, по ним может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга.

 Кредиты  на текущую деятельность берутся  для пополнения оборотных средств  предприятия или покупки движимого  имущества (машин и оборудования). Кредиты на текущую деятельность  предоставляются в традиционном  виде: кредитная линия или овердрафт по расчетному счету. Максимальный срок предоставления таких кредитов ограничивается тремя годами. Предпринимателям, обращающимся в банки за подобными кредитами, следует учесть, что ежемесячные кредитные выплаты должны составлять не более половины чистой прибыли компании. В качестве обеспечения текущих кредитов могут выступать залог и поручительство третьих лиц (как физических, так и юридических).

 Залог может  быть представлен:

- движимым и  недвижимым имуществом компании;

- товаром в  обороте и ценными бумагами.

 Кроме того, в качестве залога может выступать  имущество других юридических  и физических лиц. Основной  залоговой проблемой в настоящий  момент является его оценка  банком. У большинства банков  коэффициент оценки колеблется  в диапазоне от 0,4 до 0,8. Наиболее рискованным вариантом залога считается товар в обороте – его банки оценивают предельно низко - с коэффициентом от 0,4 до 0,5. Не все знают, что существует возможность принятия в залог не только имеющегося, но и приобретаемого имущества. В этом случае банк перечисляет сумму кредита непосредственно поставщику, но получатель кредита должен самостоятельно погасить от 10% до 30% стоимости, в зависимости от требований банка.

Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России