Финансово-промышленная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:36, доклад

Описание работы

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента.

Файлы: 1 файл

ФПГ доклад наш.docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

1. Нормативное  регулирование деятельности ФПГ

Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации  взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей  стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ - это “ совокупность юридических  лиц, действующих как основные и  дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система  участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической  или экономической интеграции для  реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение  конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”[1]

Участниками финансово-промышленной группы признаются  юридические лица, подписавшие договор о  создании  финансово-промышленной  группы,  и учрежденная  ими  центральная  компания   финансово-промышленной   группы, либо  основное  и  дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные,  за  исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди  участников  финансово-промышленной   группы   обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг,  а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные  общества и  предприятия  могут  входить  в состав финансово-промышленной группы  только  вместе  со  своим  основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы  могут  входить инвестиционные институты,  негосударственные  пенсионные  и  иные  фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников  которых  имеются юридические лица, находящиеся под  юрисдикцией  государств  -  участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения  на территории указанных государств  либо  осуществляющие  на  их  территории капитальные    вложения,     регистрируются     как     транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной  финансово-промышленной группы на  основе  межправительственного  соглашения  ей  присваивается   статус межгосударственной   (международной)    финансово-промышленной    группы.

Для участников межгосударственной  финансово-промышленной  группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями  на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет    управляющих    финансово-промышленной     группы,     включающий представителей всех ее участников.

Направление    участником    финансово-промышленной     группы представителя в состав совета управляющих  финансово-промышленной  группы осуществляется  решением  компетентного   органа   управления   участника финансово-промышленной группы.

Компетенция  совета  управляющих  финансово-промышленной  группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная  компания  финансово-промышленной  группы   является юридическим лицом, учрежденным  всеми  участниками  договора  о  создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним  основным обществом и уполномоченным в силу закона  или  договора  на  ведение  дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы,  как  правило, является  инвестиционным  институтом.  Допускается  создание  центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания  финансово-промышленной  группы  в  случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

Þ   выступает  от  имени  участников  финансово-промышленной  группы   в отношениях, связанных с созданием и деятельностью  финансово-промышленной группы;

Þ   ведет  сводные  (консолидированные)  учет,   отчетность   и   баланс финансово-промышленной группы;

Þ   готовит  ежегодный  отчет  о   деятельности   финансово-промышленной группы;

Þ   выполняет  в  интересах  участников  финансово-промышленной  группы отдельные  банковские  операции  в   соответствии   с    Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.    

 Иные виды деятельности  центральной  компании  финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной  группы  устанавливаются  ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством  Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной  группы, участники финансово-промышленной группы,  занятые  в  сфере  производства товаров,   услуг,   могут   быть   признаны   консолидированной   группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По  обязательствам   центральной   компании   финансово-промышленной группы,    возникшим    в    результате    участия     в     деятельности финансово-промышленной группы,  участники  финансово-промышленной  группы несут солидарную ответственность.    

 Особенности  исполнения   солидарной   обязанности   устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами      государственной      поддержки      деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по  решению  Правительства Российской Федерации, являются:

Þ   зачет задолженности участника финансово-промышленной  группы,  акции которого  реализуются  на  инвестиционных  конкурсах  (торгах),  в  объем предусмотренных условиями инвестиционных  конкурсов  (торгов)  инвестиций для покупателя  -  центральной  компании  той  же  финансово-промышленной группы;

Þ   предоставление  участникам   финансово-промышленной   группы   права самостоятельно определять сроки  амортизации  оборудования  и  накопления амортизационных  отчислений  с   направлением   полученных   средств   на деятельность финансово-промышленной группы;

Þ   передача   в   доверительное   управление    центральной    компании финансово-промышленной  группы  временно  закрепленных  за   государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

Þ   предоставление государственных гарантий для  привлечения  различного рода инвестиций;

Þ   предоставление инвестиционных кредитов и иной  финансовой   поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Þ   Центральным банком Российской Федерации могут быть  предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы,  осуществляющим  в  ней инвестиционную  деятельность,  льготы,  предусматривающие  снижение  норм обязательного  резервирования,  изменение  других  нормативов   в   целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после  окончания финансового  года  центральная компания  финансово-промышленной  группы  представляет  всем   участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы  по  форме,  устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет  составляется   по   результатам   проверки   деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская  проверка  проводится  за  счет  средств  центральной компании финансово-промышленной группы.

 
 

2. Основные принципы  функционирования ФПГ

В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.

Так же можно выделить и следующую  тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются  в двух направлениях: товарном и  отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного  товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли)[2]. Первое объединение обладает неоспоримым минусом - его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива  в долгосрочной перспективе, однако возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.

С точки зрения структурной  организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.

С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими  операциями.

Банки альянса в ФПГ должны выполнять  следующие функции[3]:

Þ   расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарноеобслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов;  проектное финансирование: трастовые операции:

Þ   лизинговые операции в интересах участников группы:

Þ   размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;

Þ   поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.

Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:

Þ   добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;

Þ   открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект;

Þ   добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;

Þ   сохранение автономности каждого из членов объединения;

Þ   обязательность проведения единой стратегической политики;

Þ   наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ:

Þ   приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.

Использование ФПГ как  формы сотрудничества финансовых и  промышленных учреждений позволяет:

Þ   восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности;

Þ   создать финансовый механизм для развития производства;

Þ   увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;

Þ   увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;

Þ   повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;

Þ   проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;

Þ   аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:

Þ   получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;

Þ   всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции:

Þ   использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;

Þ   иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;

Þ   уменьшить трансакционные, технологические и информационные издержки:

Þ   банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов:

Þ   выступать на рынке в двух ролях — как самостоятельная компания и как ФПГ, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции;

Þ   использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке:

Þ   составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования. что в значительной степени ограничивает их развитие.

Þ   Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка.

 

При формировании ФПГ используется и следующий метод. Он заключается  в создании в структуре группы так называемых "финансовых бассейнов", в которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, ПИФы, брокерские конторы, фонды взаимного страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит "переливать" часть их доходов на развитие программ ФПГ.

Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и государству (иначе  в законе не было бы прописано столько  поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в промышленность; во-вторых. увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция: между банками внутри ФПГ за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за привлечение новых крупных организаций.

Информация о работе Финансово-промышленная группа