Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:36, доклад
Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента.
1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Согласно российскому
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).
В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.
Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.
Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:
Þ выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
Þ ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;
Þ готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
Þ выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.
В случаях и в порядке,
установленных
По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.
Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.
Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:
Þ зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;
Þ предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
Þ передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;
Þ предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
Þ предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
Þ Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.
2. Основные принципы функционирования ФПГ
В общем случае ФПГ могут быть
трех видов: вертикально интегрированные, г
Так же можно выделить и следующую
тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются
в двух направлениях: товарном и
отраслевом. Под первым понимается
объединение с целью
С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.
С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.
Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции[3]:
Þ расчетно-кассовое обслуживание промышленных
предприятий-участников группы: депозитарноеобслуживан
Þ лизинговые операции в интересах участников группы:
Þ размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;
Þ поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.
Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:
Þ добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;
Þ открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект
Þ добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;
Þ сохранение автономности каждого из членов объединения;
Þ обязательность проведения единой стратегической политики;
Þ наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ:
Þ приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.
Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:
Þ восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности;
Þ создать финансовый механизм для развития производства;
Þ увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;
Þ увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;
Þ повысить конкурентоспособность выпускае
Þ проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;
Þ аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:
Þ получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;
Þ всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции:
Þ использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;
Þ иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;
Þ уменьшить трансакционные, техн
Þ банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов:
Þ выступать на рынке в двух ролях — как самостоятельная компания и как ФПГ, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции;
Þ использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке:
Þ составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования. что в значительной степени ограничивает их развитие.
Þ Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка.
При формировании ФПГ используется и следующий метод. Он заключается в создании в структуре группы так называемых "финансовых бассейнов", в которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, ПИФы, брокерские конторы, фонды взаимного страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит "переливать" часть их доходов на развитие программ ФПГ.
Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и государству (иначе в законе не было бы прописано столько поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в промышленность; во-вторых. увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция: между банками внутри ФПГ за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за привлечение новых крупных организаций.