Финансово-промышленная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:36, доклад

Описание работы

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента.

Файлы: 1 файл

ФПГ доклад наш.docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

3. Финансовые аспекты  деятельности ФПГ.

Необходимость объединения  финансовых и иных активов ставит перед ФПГ ряд вопросов в области  финансовой отчетности.  Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между тем структура баланса коммерческого банка совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ.  Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ, поскольку без консолидации баланса невозможно  признание участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков,  открывающее значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.

В настоящее время основными  факторами, увеличивающими себестоимость  производства, можно считать, во-первых, неплатежи покупателей и заказчиков, во-вторых, - высокий уровень налоговых  отчислений. Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению  к внешним контрагентам. Сводный  баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и  усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с  взаимозачетом неплатежей дает возможность  избежать их неэффективного расходования.

Во-вторых, статус ФПГ как  консолидированного налогоплательщика  может оказаться действенным  инструментом управления финансами. Его  последовательное использование позволяет  планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налоголательщика позволяет центральной компании ФПГ  свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы.  Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования сильно ограничены.

Таким образом, право ведения  консолидированного баланса предоставляет  центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между  участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной  компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении  налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и  использовать данные налоговые льготы.

Еще одно достоинство подобной формы  финансовой отчетности заключается  в том, что участники транснациональных  финансовых групп, по крайней мере в  рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из допускаемых  законом России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное” налогообложение”.[4]

Не следует, однако, рассматривать  ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся  в процессе приватизации практику дробления  взаимозависимых финансово-хозяйственных  структур на независимые хозяйствующие  субъекты. Независимость хозяйствующих  субъектов для целей налогообложения  определяется формально по признаку обособления собственности, что  приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей  производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки  зрения налогообложения они соответствуют  формально независимым юридическим  лицам. Это многократно увеличивает  конечную цену реализации продукта, большая  часть из которой взыскивается в  бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных  дотаций и прочих льгот.

Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в  настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения  в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства.  Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об ФПГ.

Заключение

На основе всего вышеизложенного  можно заключить, что ФПГ - бурно  развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям  наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом  управлять их использованием  заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже  довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком  данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более  чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов  не видят в участии банка в  нескольких ФПГ ничего дурного[5].

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования  эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках  единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных  финансово-промышленных групп, которые  в течение последнего десятилетия  были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как  общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты  менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая  дочерним предприятиям большую свободу  деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.[6]

Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать  меру.


Информация о работе Финансово-промышленная группа