Финансовые реформы в России в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования являются процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.
Целью работы является рассмотреть процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Финансовые реформы в России в ХХ веке………………………………………5
1.1 Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг…………………………....5
1.2 Финансовая политика 1929-1989 гг…………………………………………….6
1. 3 Финансовая политика 1996-1997 гг……………………………………………8
Заключение по теоретической части……………………………………………...10
2. Практическая часть……………………………………………………………...11
2.1 Дать определение субсидиям, дотациям и субвенциям……………………...11
2.2 Показать отличие между собственными и регулирующими доходами ……12
2. 3 Проанализировать финансовые потоки между бюджетами различных уровней за какой-нибудь последний год………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Финансовые реформы в России в ХХ веке………………………………………5

1.1 Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг…………………………....5

1.2 Финансовая политика 1929-1989 гг…………………………………………….6

1. 3 Финансовая политика 1996-1997 гг……………………………………………8

Заключение по теоретической части……………………………………………...10

2. Практическая  часть……………………………………………………………...11

2.1 Дать определение субсидиям, дотациям и субвенциям……………………...11

2.2 Показать отличие между собственными и регулирующими доходами ……12

2. 3 Проанализировать финансовые потоки между бюджетами различных уровней за какой-нибудь последний год………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………19 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Задачи  сегодняшнего дня побуждают нас  более пристально вглядываться в своё прошлое, оценивать всю сложность стоявших перед обществом проблем, подчас перекликающихся с современными, видеть борьбу точек зрения и подходов к их решению.

     Сегодня на рубеже тысячелетия, как и 100 лет  назад, Россия вышла с большим  количеством нерешенных проблем. По-прежнему актуальна задача ускоренной модернизации экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

     Вновь проявляется опасная тенденция  нарастающего технического и экономического отставания России от стран Запада. Многие проблемы, с которыми пришлось столкнуться реформаторам, в те далёкие годы, а также пути их решения актуальны и для наших дней. Россия сегодняшнего дня стоит перед решением сходных задач. Центральным вопросом экономической и политической жизни была и есть проблема выбора дальнейшего пути общественного развития.

     На  очереди стояли и стоят такие  проблемы, как аграрный вопрос, приоритеты индустриального развития, налоговая  и денежная реформы. При этом необходимо отметить зависимость темпов развития современной экономики от финансовой политики государства, которая более столетия назад была эффективнейшим образом использована в качестве важнейшего средства модернизации страны.

     Опыт  проведённых преобразований показал, что возможна реализация экономических реформ без крупных потрясений и кризисных явлений. Сегодня существует потребность в необходимости самого серьёзного изучения проводимой финансовой политики России в XX вв.

     Исходя  из актуальности темы, свою основную цель мы видим в том, чтобы на основе широкого круга источников проанализировать развитие финансовой политики в XX в., сделать выводы, которые могут быть важны в условиях формирования основных направлений экономического развития страны.

     Объектом  исследования выступает правительственная  финансовая политика России в ХХ веке.

     Предметом исследования являются процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного  обращения России в ХХ веке.

     Целью работы является рассмотреть процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.

     Методологической  основой исследования являются принципы историзма и объективности. Особо  следует указать, что целостное  изучение проблемы потребовало расширения традиционных (формационных) методологических установок, доминировавших до недавнего времени в исторических и историко-экономических исследованиях, и их корректного сочетания с модернизационным подходом.

     Исследование  изучаемых проблем опирается  на совокупность общенаучных методов (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.) и конкретно-научную историческую методологию исследования: в исследовании используются историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Финансовые реформы в России в ХХ веке 

1.1 Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг. 

     Финансовая  политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг. базировалась на твердом рубле, обеспеченном золотом. Общим результатом политики этих 2 периодов стал значительный рост экономики. В 1900-1913 гг. выделяются 2 периода: 1900-1908гг. и 1909-1913гг. В 1900-1908гг. происходил небольшой спад промышленности, но в целом сохранялась тенденция поступательного развития.

     Среднегодовые темпы роста в 1900-1908гг. составили 4,5-4,7%, а в 1909-1913гг рост промышленности ускорился и составил 7,4%.

     В период I мировой войны резко возросли расходы бюджета на военные цели, в связи с чем возник бюджетный дефицит, снизилась обеспеченность кредитных билетов золотом, государство расширило выпуск государственных краткосрочных обязательств [3, с.54].

     Общая сумма бюджетных расходов по сравнению  с предвоенным уровнем увеличилась  в 30 раз. Цены на продукцию промышленности повысились в 2-2,8 раза, на хлеб – в 2-2,3 раза, что повлекло за собой увеличение лимита не обеспеченных золотом кредитных билетов с 300 млн. до 1,2 млрд. рублей.

     Период  революции и Гражданской войны  характеризовался полным разрушением товарно-денежных отношений. Финансовая политика носила конфискационный характер, денежная система была полностью разрушена, инфляция достигла огромных значений, основным доходом бюджета была эмиссия (в 1922-1925 гг. достигла 928,3 млн. руб).

     Основой финансовой политики в 1921-1928 гг. была отмена продразверстки и переход к продналогу, широкое развитие производства и торговли. В 1924 г. была проведена денежная реформа. Взамен падающей валюты вводились червонцы, приравненные к золоту и иностранной валюте. Реформа вывела страну из состояния валютного хаоса.

1.2 Финансовая политика 1929-1989 гг. 

     Финансовая политика 1929-1989 гг. характеризуется следующими особенностями:

  1. Финансовые отношения и присущие им финансовые инструменты и организационные структуры управления финансами жестко интегрированы в систему экономических отношений, их автономность существовала в ограниченных пределах. Финансы не только обслуживали глобальные и локальные цели экономической политики, но и жестко увязывались системой плановых показателей предприятий, объединений, министерств, республик, областей.
  2. Государственный бюджет играл роль главного инструмента управления финансами. Бюджет был тесно связан с финансовыми планами отраслей и предприятий, и это было информационной, аналитической и правовой основой контроля за использованием не только бюджетных средств, но и всех финансовых ресурсов [10, с.93].
  3. Ведущая роль министерства финансов в организации финансовых потоков. Одной из основ финансовой политики являются стабильные цены, поэтому сразу после Второй мировой войны, которая была связана с чрезмерным ростом расходов государств, снижением покупательной способности рубля, в 1947 г. была проведена денежная реформа. Она позволила ликвидировать перекосы в ценах, обеспечить рентабельность производства и повысить покупательную способность населения.

      Одновременно  с денежной реформой были отменены карточки и восстановлено товарно-денежное обращение.

      Длительное  время удавалось избежать дефицита бюджета, даже иметь профицит в больших  размерах, чем в бюджетных проектировках.

     Постепенно  напряжение в бюджетной системе  нарастало.

     Хотя  внешне бюджет был бездефицитен, но огромные расходы на дотации сельскому хозяйству и поддержание уровня государственных розничных цен, расходы на обеспечение паритета вооружений с развитыми странами давали о себе знать, и финансовая система все чаще прибегала к скрытому заимствованию средств у Государственного банка.

     Если  в 1985 г. внешний долг составил 26 млрд. долларов, то в 1988 г. 52,4 млрд. долларов, в 1990 г. – 68,8 и в 1991 г. – 80 млрд.

     При этом 75-80% займов уходило на их обслуживание, что не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка [7, с.104].

     Отказ во второй половине 80-х годов от монополии  государственной собственности  на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР.

     В 1991-1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

     В 1990-х годах финансовая политика формировалась  под влиянием следующих факторов:

  • начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ, направленная на создание многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;
  • обострение политической борьбы за выбор пути трансформации российского общества;
  • распад СССР и неподготовленность отделения финансовой системы России от финансовой системы СССР;
  • обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 г. из-за недостаточной эффективности эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

     В 1992-1993 гг. происходит реализация программы экономических реформ: свободное ценообразование, либерализация торговли.

     В 1992 г. отпущены цены на большинство  товаров, упразднена централизованная система распределения ресурсов, введены меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов и переводу предприятий на полное самообеспечение.

     Началась  приватизация государственной собственности.

     Либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит, но продолжался спад производства (на 35%), резко снизился уровень жизни населения.

     Свободные цены выросли в 26,1 раза вместо ожидаемых 3-4.

     В 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила  несколько смягчить ситуацию в бюджетной  сфере.

     В 1995-1996 гг. правительство В.С. Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных слоев населения [2, с.95].  

1. 3 Финансовая политика 1996-1997 гг. 

     В 1996-1997 гг. произошли реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, был отменен ряд налоговых и таможенных льгот.

     В августе 1998 г. наступил экономический  кризис, основными причинами которого были:

  1. Снижение объемов производства. Сокращение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового давления привели к невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита.
  2. Частые смены глав правительств и министров финансов, не способствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики.
  3. Ошибки в прогнозировании курса рубля, искусственное сдерживание его курса, что привело к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов.
  4. Быстрый рост внутреннего и внешнего долга.
  5. Отсутствие стимулов к накоплению, которое привело к конвертации свободных средств населения в доллары и нелицензируемому вывозу капитала.
  6. Рост неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков.

     Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, потребовали  формирования принципиально новой  финансовой политики, способствующей развитию экспорта, сокращению импорта, учитывающей эффект девальвации рубля [11, с.105].

     В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет  в разработке финансовой политики принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

     Правительство РФ должно действовать в рамках этого  послания с целью реализации основных направлений развития экономики  и обеспечения социальной стабильности в обществе.

     К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на данном этапе можно отнести следующее:

     - устойчивый профицит федерального  бюджета или сохранение сбалансированности  федерального бюджета;

     - снижение государственного долга;

     - стабилизация национальной валюты  и снижение темпов инфляции;

     - развитие банковского сектора,  в первую очередь, в части  совершенствования законодательной  базы функционирования банковской  системы;

Информация о работе Финансовые реформы в России в ХХ веке