Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:40, контрольная работа
Предметом исследования являются процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.
Целью работы является рассмотреть процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Финансовые реформы в России в ХХ веке………………………………………5
1.1 Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг…………………………....5
1.2 Финансовая политика 1929-1989 гг…………………………………………….6
1. 3 Финансовая политика 1996-1997 гг……………………………………………8
Заключение по теоретической части……………………………………………...10
2. Практическая часть……………………………………………………………...11
2.1 Дать определение субсидиям, дотациям и субвенциям……………………...11
2.2 Показать отличие между собственными и регулирующими доходами ……12
2. 3 Проанализировать финансовые потоки между бюджетами различных уровней за какой-нибудь последний год………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Финансовые реформы в России в ХХ веке………………………………………5
1.1 Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг…………………………....5
1.2 Финансовая политика 1929-1989 гг…………………………………………….6
1. 3 Финансовая политика 1996-1997 гг……………………………………………8
Заключение по теоретической части……………………………………………...10
2. Практическая
часть……………………………………………………………..
2.1 Дать определение субсидиям, дотациям и субвенциям……………………...11
2.2 Показать отличие между собственными и регулирующими доходами ……12
2. 3 Проанализировать финансовые потоки между бюджетами различных уровней за какой-нибудь последний год………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Задачи сегодняшнего дня побуждают нас более пристально вглядываться в своё прошлое, оценивать всю сложность стоявших перед обществом проблем, подчас перекликающихся с современными, видеть борьбу точек зрения и подходов к их решению.
Сегодня на рубеже тысячелетия, как и 100 лет назад, Россия вышла с большим количеством нерешенных проблем. По-прежнему актуальна задача ускоренной модернизации экономической, социальной и политической сфер жизни страны.
Вновь проявляется опасная тенденция нарастающего технического и экономического отставания России от стран Запада. Многие проблемы, с которыми пришлось столкнуться реформаторам, в те далёкие годы, а также пути их решения актуальны и для наших дней. Россия сегодняшнего дня стоит перед решением сходных задач. Центральным вопросом экономической и политической жизни была и есть проблема выбора дальнейшего пути общественного развития.
На очереди стояли и стоят такие проблемы, как аграрный вопрос, приоритеты индустриального развития, налоговая и денежная реформы. При этом необходимо отметить зависимость темпов развития современной экономики от финансовой политики государства, которая более столетия назад была эффективнейшим образом использована в качестве важнейшего средства модернизации страны.
Опыт проведённых преобразований показал, что возможна реализация экономических реформ без крупных потрясений и кризисных явлений. Сегодня существует потребность в необходимости самого серьёзного изучения проводимой финансовой политики России в XX вв.
Исходя из актуальности темы, свою основную цель мы видим в том, чтобы на основе широкого круга источников проанализировать развитие финансовой политики в XX в., сделать выводы, которые могут быть важны в условиях формирования основных направлений экономического развития страны.
Объектом исследования выступает правительственная финансовая политика России в ХХ веке.
Предметом исследования являются процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.
Целью работы является рассмотреть процессы формирования финансовой политики, формы и методы ее реализации в сфере денежного обращения России в ХХ веке.
Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности. Особо следует указать, что целостное изучение проблемы потребовало расширения традиционных (формационных) методологических установок, доминировавших до недавнего времени в исторических и историко-экономических исследованиях, и их корректного сочетания с модернизационным подходом.
Исследование
изучаемых проблем опирается
на совокупность общенаучных методов
(анализ и синтез, индукция и дедукция
и др.) и конкретно-научную историческую
методологию исследования: в исследовании
используются историко-генетический,
историко-сравнительный, историко-типологический
и историко-системный методы.
1.Финансовые
реформы в России в ХХ веке
1.1 Финансовая
политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг.
Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг. базировалась на твердом рубле, обеспеченном золотом. Общим результатом политики этих 2 периодов стал значительный рост экономики. В 1900-1913 гг. выделяются 2 периода: 1900-1908гг. и 1909-1913гг. В 1900-1908гг. происходил небольшой спад промышленности, но в целом сохранялась тенденция поступательного развития.
Среднегодовые темпы роста в 1900-1908гг. составили 4,5-4,7%, а в 1909-1913гг рост промышленности ускорился и составил 7,4%.
В период I мировой войны резко возросли расходы бюджета на военные цели, в связи с чем возник бюджетный дефицит, снизилась обеспеченность кредитных билетов золотом, государство расширило выпуск государственных краткосрочных обязательств [3, с.54].
Общая
сумма бюджетных расходов по сравнению
с предвоенным уровнем
Период революции и Гражданской войны характеризовался полным разрушением товарно-денежных отношений. Финансовая политика носила конфискационный характер, денежная система была полностью разрушена, инфляция достигла огромных значений, основным доходом бюджета была эмиссия (в 1922-1925 гг. достигла 928,3 млн. руб).
Основой финансовой политики в 1921-1928 гг. была отмена продразверстки и переход к продналогу, широкое развитие производства и торговли. В 1924 г. была проведена денежная реформа. Взамен падающей валюты вводились червонцы, приравненные к золоту и иностранной валюте. Реформа вывела страну из состояния валютного хаоса.
1.2 Финансовая
политика 1929-1989 гг.
Финансовая политика 1929-1989 гг. характеризуется следующими особенностями:
Одновременно с денежной реформой были отменены карточки и восстановлено товарно-денежное обращение.
Длительное время удавалось избежать дефицита бюджета, даже иметь профицит в больших размерах, чем в бюджетных проектировках.
Постепенно напряжение в бюджетной системе нарастало.
Хотя внешне бюджет был бездефицитен, но огромные расходы на дотации сельскому хозяйству и поддержание уровня государственных розничных цен, расходы на обеспечение паритета вооружений с развитыми странами давали о себе знать, и финансовая система все чаще прибегала к скрытому заимствованию средств у Государственного банка.
Если в 1985 г. внешний долг составил 26 млрд. долларов, то в 1988 г. 52,4 млрд. долларов, в 1990 г. – 68,8 и в 1991 г. – 80 млрд.
При этом 75-80% займов уходило на их обслуживание, что не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка [7, с.104].
Отказ
во второй половине 80-х годов от монополии
государственной собственности
на средства производства стал причиной
кризиса планово-директивной
В
1991-1996 гг. стала проводиться
В 1990-х годах финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:
В 1992-1993 гг. происходит реализация программы экономических реформ: свободное ценообразование, либерализация торговли.
В
1992 г. отпущены цены на большинство
товаров, упразднена централизованная
система распределения
Началась приватизация государственной собственности.
Либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит, но продолжался спад производства (на 35%), резко снизился уровень жизни населения.
Свободные цены выросли в 26,1 раза вместо ожидаемых 3-4.
В 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.
В
1995-1996 гг. правительство В.С. Черномырдина
пыталось стабилизировать уровень жизни
населения, оказывая целевую поддержку
части наименее защищенных слоев населения
[2, с.95].
1. 3 Финансовая
политика 1996-1997 гг.
В 1996-1997 гг. произошли реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, был отменен ряд налоговых и таможенных льгот.
В августе 1998 г. наступил экономический кризис, основными причинами которого были:
Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, потребовали формирования принципиально новой финансовой политики, способствующей развитию экспорта, сокращению импорта, учитывающей эффект девальвации рубля [11, с.105].
В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.
Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.
К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на данном этапе можно отнести следующее:
-
устойчивый профицит
- снижение государственного долга;
-
стабилизация национальной
-
развитие банковского сектора,
в первую очередь, в части
совершенствования