Финансовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Финансовые ресурсы предназначены:

  • для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;
  • осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;
  • оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;
  • финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

  • централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);
  • децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы  государства, регионов, предприятий.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.

Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль  от производственной деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.[1]

Финансовые ресурсы государства  и предприятий являются непосредственными  объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Эффективное формирование и использование  финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает  их банкротство.

Общее понятие государственного бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»[13,15] 
В материальном понимании финансовые ресурсы государства представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов.  
Понятие финансовые ресурсы государства имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. 
В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. 
Государственный бюджет ¾ это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений . 
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус ¾ главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.  
Главное назначение государственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. 
Формирование и использование финансовые ресурсы имеет ряд отличительных черт. 
Финансовые ресурсы государства как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств[17,25]. 
Формирование финансовые ресурсы государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности. 
Особое внимание обращено на доходы разных уровней. Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. 
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды: 
1. Налоговые доходы, которые включают в себя: 
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; 
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; 
- налоги на товары и услуги; 
- налоги на имущество; 
- платежи за использование природных ресурсов; 
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 
- прочие налоги, сборы и пошлины; 
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся: 
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; 
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; 
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности). 
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления: 
- От нерезидентов; 
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления); 
- От государственных внебюджетных фондов; 
- От государственных предприятий и учреждений; 
- От наднациональных организаций. 
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям: 
• расходы федерального бюджета; 
• Расходы бюджетов субъектов РФ; 
• расходы местных бюджетов;

Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования, структура

Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков предприятия  является формирование его финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития предприятия.

Часть финансовых ресурсов, задействованных  предприятием в обороте и приносящих доход, является капиталом предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия  формируются за счет: амортизационных  отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска  и размещения акций в акционерных  обществах открытого и закрытого  типов; долгосрочного кредита банка  и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий  входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся  прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий  уставный и добавочный капитал, а  также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники  финансирования, постоянно находящиеся  в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия  или по законодательству). К заемным  средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные  ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий  различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и  других факторов. Так, например, в составе  финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные  ассигнования, у предприятий с  высоким уровнем технической  оснащенности большой удельный вес  занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе  и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

К основным направлениям использования  финансовых ресурсов предприятия относятся:

  • финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности предприятия путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;
  • финансирование административно-организационных мероприятий;
  • инвестирование средств в основное производство;
  • финансовые вложения;
  • формирование резервов.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные  внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные  взносы и пожертвования и т.п. Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление  предпринимателя.  
 
Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.  
 
Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.  
 
Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются: 
- налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.); 
- неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.); 
- безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.); 
- другие доходы.



Формирование  и использование финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей

Наравне с финансами коммерческих и некоммерческих организаций в составе финансовой системы выделяют финансы индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ граждане вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. Так, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего  деятельность без образования юридического лица , признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Для некоторых видов деятельности необходимо иметь лицензию.

На 1 января 1990 г. в СССР было зарегистрировано немногим более 90 тыс. человек, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью. На 1 января 2001 г. их численность только в Российской Федерации составила  уже более 3 млн человек, а на 1 июля 2002 г. в России было зарегистрировано 4,6 млн частных предпринимателей, что почти в 1,5 раза больше, чем юридических лиц (3,2 млн). Таким образом, популярность предпринимательской деятельности без образования юридического лица постоянно возрастает. В настоящее время доходы граждан от индивидуальной предпринимательской деятельности составляют примерно 13% всех денежных доходов населения.

Финансы индивидуальных предпринимателей — это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.

Индивидуальный  предприниматель вступает в финансовые отношения с государством, страховыми организациями, другими индивидуальными  предпринимателями, коммерческими  и некоммерческими организациями, наемными работниками, инвесторами  и совладельцами, а также участвует  во внутрихозяйственных отношениях при формировании и использовании  финансовых ресурсов самого хозяйства. Особенностью финансовых отношений  индивидуального предпринимателя  является их тесная связь с формированием  и использованием семейного бюджета  предпринимателя.

Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. При этом на граждан, осуществляющих эту деятельность, распространяются нормы гражданского права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из правовых актов. Поэтому финансы индивидуальных предпринимателей во многом схожи с  финансами коммерческих организаций.

Информация о работе Финансовые ресурсы