Финансовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей — это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.

Результаты  выборочных обследований свидетельствуют, что основными финансовыми ресурсами  для индивидуального предпринимательства  и малого бизнеса являются не внешние  поступления, а денежные доходы и  накопления, т.е. их собственные средства. По результатам исследования, проведенного Национальным институтом системных  исследований проблем предпринимательства, основным видом финансовых ресурсов этих субъектов хозяйствования в  настоящее время является собственная  прибыль (об этом заявили 84,8% всех опрошенных предпринимателей). Второе место в  структуре финансовых ресурсов занимают накопления в виде личных сбережений самих руководителей предприятий (31,7%) и (или) их учредителей (30,9%).

Внешние поступления в составе финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей имеют значительно меньший удельный вес. Только каждое четвертое-пятое  предприятие использует в своей  текущей деятельности банковские кредиты. Многолетние опросы различных научно-исследовательских  организаций свидетельствуют о  том, что год от года доля индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, привлекающих для осуществления  текущей деятельности банковский кредит, стабильна и варьируется незначительно. В качестве источника финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают средства, полученные взаймы у других физических лиц (друзей, знакомых и т.д.). Об использовании этого  источника заявили около 17% опрошенных субъектов малого предпринимательства. Банки неохотно идут на кредитование индивидуальных предпринимателей. В  этом случае необходимы неформальные связи или поручительства авторитетных бизнесменов.

Наиболее  доступны в настоящее время кредиты  Сбербанка России. Предприниматель  может получить кредит на неотложные нужды на срок до 5 лет в размере  до 25 тыс. долл. США без материального  обеспечения; кредит на приобретение недвижимости - на срок до 15 лет в размере до 70% ее стоимости; связанный кредит на покупку конкретного товара - на срок до 5 лет в размере до 80% стоимости  отечественного и до 70% стоимости  импортного приобретаемого товара. Для оформления кредита индивидуальный предприниматель должен представить разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, копию лицензии, налоговую декларацию о полученных доходах и расходах, книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу за последние 6 месяцев, справку об остатках на расчетных счетах и о наличии требований к ним, справку банков о суммарных ежемесячных оборотах по счетам за 6 месяцев.

Средства  кредитных кооперативов (обществ взаимного кредита), иных небанковских организаций по кредитованию предпринимателей (включая фонды поддержки малого предпринимательства разных уровней), средства региональных и местных бюджетов в структуре источников кредитования малого бизнеса практически отсутствуют — об их наличии говорит от 0,3 до 1,5% опрошенных по всей выборке.

Основным  источником финансовых ресурсов предпринимателя  является предпринимательский доход, в состав которого включаются все  виды доходов, полученных от предпринимательской  деятельности. Совокупный доход предпринимателя  уменьшается на суммы фактически произведенных и документально  подтвержденных расходов, непосредственно  связанных с получением дохода (в  состав расходов входят материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты  на оплату труда, прочие затраты). При  этом состав производственных затрат может существенно отличаться от затрат коммерческих организаций со статусом юридического лица,-Большинство индивидуальных предприятий являются семейными хозяйствами, где не используется наемная рабочая сила и не формируется фонд оплаты труда. Оплата труда членов семьи включается в предпринимательский доход наравне с прибылью. При использовании жилого помещения и другого имущества семьи для производственной деятельности ремонт и износ части основных фондов, коммунальные платежи и некоторые другие производственные расходы могут покрываться за счет семейного бюджета.

Финансовые  ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская  деятельность в любой момент может  быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.

Так же, как и другие субъекты хозяйствования, индивидуальный предприниматель осуществляет управление финансами своего предприятия. Эта работа включает ежегодную разработку финансовых планов, ведение финансового учета и отчетности, анализ финансовых показателей деятельности за текущий и прошедшие периоды, контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов, выполнением финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. В ходе управления финансами используются элементы финансового менеджмента, разработанного для крупных и средних предприятий, в том числе управление оборотными средствами, финансовыми рисками, производственными затратами, инвестиционными вложениями.

Индивидуальный  предприниматель, который не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской  деятельности, может быть признан  несостоятельным (банкротом) по решению  суда. Основания и порядок признания  судом индивидуального предпринимателя  банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). С момента вынесения решения суда о признании предпринимателя банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательством установлена следующая очередность удовлетворения финансовых требований:

  1. требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;
  2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  3. требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
  4. задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  5. расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

По  своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, движимым и недвижимым, за исключением списка вещей, взыскание на которые по исполнительным документам не разрешается. К таким  вещам относятся:

  • жилое помещение либо его часть, если для предпринимателя и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;
  • земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, стоимость которого не превышает 100 минимальных размеров оплаты труда;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; корма, необходимые для их содержания, а также хозяйственные строения и сооружения;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной величины прожиточного минимума гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной величины прожиточного минимума;
  • топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью (если таковая есть) имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки.

 

 

 

1.2. Состав  и структура финансовой системы        

На  финансовую систему оказывает серьезное  влияние тип государства: унитарное – единое и федеративное – союзное.      

Унитарному  государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.      

Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.      

Финансовая система  РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы  находится в распоряжении государства  и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют  децентрализованные финансы.      

В целом состав финансовой системы  представлен на рисунке. 1.      

 

 

      Рисунок 1. Состав финансовой системы  РФ.       

Централизованные  финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.      

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный  бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах. [6]       

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10),бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:      

• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;       

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;      

• местных бюджетов.       

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). [7]      

Бюджеты – финансовая основа управления государственных  органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет.      

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Схема консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке. 2.       

Рисунок 2. Схема  консолидированного бюджета РФ.        

За  счет финансовых ресурсов бюджетной  системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.      

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.      

Специальные внебюджетные фонды начали функционировать  с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов  насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.       

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.      

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший  – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.      

К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального  страхования, предназначенный главным  образом для выплаты различных  пособий, и федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.      

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.      

Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.       

Информация о работе Финансовые ресурсы