Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:49, контрольная работа
Решения в деятельности предпринимательских организаций при¬ходится принимать в условиях неопределенности, когда необходи¬мо выбирать направление действий из нескольких возможных ва¬риантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человечес¬кой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу прини¬маемых индивидуумами решений.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность предпринимательского риска ……………………………………….. 5
2. Классификация предпринимательских рисков………………………………… 9
3. Виды рисков в производственном предпринимательстве…………………… 16
3.1 Риски невостребованности производственной продукции……………….. 16
3.2 Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)……………..22
3.3 Риски усиления конкуренции………………………………………………...26 4. Способы снижения степени предпринимательских рисков………………….. 29
Заключение…………………………………………………………………………….. 37
Список литературы……………………………………………………………………... 39
Приложение………………………………………………………………………………40
Практика показывает, что предприятия в производственной сфере во многом рискуют от ненадлежащего исполнения партнерами договоров, их неплатежеспособности. К внешней причине появления предпринимательского риска в настоящее время следует отнести в первую очередь неспрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров. Этот фактор является в украинской экономике определяющим для обеспечения устойчивого положения предприятий в производственной сфере. Неплатежеспособность одного предприятия сказывается на неплатежеспособности других, а также на возможности предприятий (организаций) своевременно выдать заработную плату, что влияет на платежеспособность рядовых покупателей.
Риски по хозяйственным договорам (контрактам), как показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включают следующие виды рисков:
1. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров. Этот риск может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера. Данный риск имеет место как из-за вероятности «переключения» партнера (поставщика или покупателя) на конкурирующие фирмы (покупателя или поставщика), которые могут предложить лучшие условия сделки или просто быть более оперативными и готовыми оформить размещение заказа, могут располагать более активными и профессиональными посредниками, так и из-за ухудшения рыночной конъюнктуры для партнера, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.
Для снижения риска в данной ситуации предпринимательской организации следует составлять протокол о намерениях, в котором определяется срок, в течение которого договаривающиеся стороны могут вносить необходимые изменения и указывается размер материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта.
2. Риск заключения предпринимательской фирмой договоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для фирмы и отрасли. Например, к дополнительным обязательствам, которые может потребовать поставщик, относятся обязательства по транспортировке закупаемых товаров и их страхованию, открытию аккредитива, предоставление банковской гарантии и т. п. Возникает данный риск в случае, когда предприятие не имеет опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях.
3. Риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами), что выражается в заключении договоров на закупки ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны входить в подобные договорные отношения или не в состоянии выполнить своих обязательств из-за тяжелого финансового положения. Данный риск также подразумевает принятие производственной фирмой заказов на изготовление продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. Неплатежеспособность покупателя может быть выявлена в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке продукции или после оказания услуг, то есть тогда, когда производитель понес определенные затраты. В этом случае возникает риск того, что понесенные потери производителем окупятся несвоевременно, так как ему необходимо в данной ситуации искать альтернативных партнеров, пересматривать сроки реализации произведенной продукции, идти на дополнительные издержки, что скажется на объеме полученной продукции.
Для избежания подобных потерь предпринимательским организациям следует с особой тщательностью анализировать платежеспособность предполагаемых партнеров, как поставщиков, так и потребителей. Каким образом проводить данную работу, уже было сказано выше (относительная оценка риска на основе анализа деятельности предпринимательской фирмы).
4. Риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, который заключается в возможности появления потерь производителя, связанных с нарушением графиков поставок, выполнения работ партнерами. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по вине партнеров, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами (например, транспортными, экспедиторскими и другими предприятиями в связи с поставкой товаров или банками при оплате продукции).
5. Риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам. Данный риск предпринимательская фирма может снизить путем оговаривания в контракте условий компенсации в связи с нанесением морального или другого ущерба гражданам (то есть предусмотреть взаимное участие заказчика и производителя). Кроме этого, если ущерб окружающей среде может быть нанесен производителем по вине его работников, в трудовых контрактах наемных работников следует оговорить условия компенсации ими данного ущерба.
6.
Риск заключения
контрактов на
объемы текущего
снабжения производства,
не обеспеченные сбытом
готовой продукции. Данный риск взаимосвязан
с риском невостребованное™ продукции
и заключается в том, что производственная
фирма вынуждена была заказать сырье,
материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты
в количествах больших, чем требуется
для изготовления готовой продукции в
объеме, который удастся реализовать.
В итоге производитель, использовав все
закупленные ресурсы и изготовив продукции
в объеме большем, чем объем, который распределен
по договорам закупки, подвергается возникновению
риска невостребованности продукции либо
сократит объем производства, не использовав
в срок закупленные ресурсы в полном объеме.
Но и в первом, и во втором случае средства
производственной фирмы будут омертвлены,
потеряют ликвидную форму, что ухудшит
ее финансовое положение. Производитель
может отказаться от получения части заказанного
количества ресурсов, однако это повлечет
за собой определенную материальную ответственность
за нарушение контрактных обязательств.
3.3 Риски усиления конкуренции
Причин возникновения в процессе деятельности производственной фирмы риска усиления конкуренции множество, приведем основные, на которые фирмам следует обращать внимание в первую очередь. К ним относятся следующие:
• утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
• несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или наличие неверной информации о конкурентах;
• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;
• недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции;
• появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;
• появление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма;
• появление местных новых фирм-конкурентов;
• экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
Данная
причина вероятнее всего
Кроме
вышеперечисленных существуют и
другие причины, влияющие на уровень
конкуренции в отдельных
Конкуренция
— соперничество в достижении
своих целей — остается основной
формой борьбы производственных фирм
за покупателя. В конкурентной борьбе
используются ценовые и неценовые
методы. Ценовая конкуренция
Неценовая
конкуренция предполагает изменение
свойств продукции, придание ей качественно
новых свойств, создание улучшенных
аналогов производимой продукции, повышение
потребительских свойств
Существуют и другие методы конкурентной борьбы, такие, как функциональная конкуренция, которая заключается в том, что некоторые потребности потенциального покупателя можно удовлетворить разнообразными способами. Из-за наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по некоторым важным характеристикам, возникает видовая конкуренция. Скоростная конкуренция основана на быстром изготовлении заказов по той же цене.
В последнее
время в экономической
Выбор стратегии конкурентной борьбы осуществляется производственными предпринимательскими организациями в зависимости от их финансовых и производственных возможностей, завоеванного на рынке положения и поставленных целей. Чтобы обойти конкурента, предприятиям можно порекомендовать некоторые приемы:
• при наличии равного положения с конкурентами добивайтесь внедрения даже незначительных новшеств — это уже может быть началом вашего долговременного успеха;
•
тщательно охраняйте
• умейте определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества;
• помните, что в условиях конкуренции рост объема продаж — самый важный показатель, основной критерий эффективности вашей хозяйственной деятельности;
• умейте сокращать сроки отгрузки продукции и увеличивать скорость предоставления услуг;
• концентрируйте свои усилия на создании новых сегментов рынка;
• как можно больше разнообразьте ассортимент выпускаемой продукции и предоставляемых видов услуг;
• постоянно увеличивайте ценность, потребительские свойства своей продукции;
•
постоянно совершенствуйте
4.
Способы снижения
степени предпринимательских
рисков
После выявления рисков, с которыми может столкнуться фирма в процессе осуществления предпринимательской деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь перед предпринимательской фирмой стоит задача разработки программы минимизации выявленных рисков, т.е. специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации предпринимательских рисков.
Предпринимательская фирма в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности может отказаться от совершения финансовых операций или от вида деятельности, связанных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.
Решение об отказе от определенных предпринимательских рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществления деятельности, в том случае, если риск оказался выше предполагаемого. Однако большинство решений об избегании риска принимается на предварительной стадии принятия решения, так как отказ от продолжения деятельности часто влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами предпринимательской фирмы.
Применение такого метода нейтрализации финансовых рисков, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий:
1)
отказ от одного вида