Финансовый анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Финансовый анализ — это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ Р1.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Рубежный контроль 1.

Финансовый  анализ

Попова Инна Борисовна

5В050900 “Финансы”   на базе СПО, 3 курс.

 

1.Цель и задачи финансового анализа.

Финансовый анализ — это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

В традиционном понимании  финансовый анализ представляет собой  метод оценки и прогнозирования  финансового состояния предприятия  на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться  как управленческим персоналом данного  предприятия, так и любым внешним  аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее, принято выделять два  вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую  внутри предприятия и полезную для  принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний  анализ менее детализирован и  более формализован.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  финансовое состояние как своего предприятия, так и его реальных и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо: а) владеть методикой оценки финансового состояния предприятия; б) иметь соответствующее информационное обеспечение; в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

Оценка финансового состояния  может быть выполнена с различной  степенью детализации в зависимости  от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового  обеспечения.

Основу информационного  обеспечения анализа финансового  состояния, как это было отмечено выше, должна составить бухгалтерская  отчетность. Безусловно, в анализе  может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.

Ключевой целью финансового  анализа является получение  определенного  числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и  обоснованную характеристику финансового  состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре  активов и пассивов, в расчетах с дебиторами кредиторами, в составе  прибылей и убытков.

Локальные цели финансового  анализа:

-Определение финансового  состояния предприятия;

-Выявление изменений  в финансовом состоянии в пространственно-временном  разрезе;

-Установление основных  факторов, вызывающих изменения  в финансовом состоянии;

-Прогноз основных тенденций  финансового состояния.

Альтернативность  целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения  ряда аналитических задач:

-Предварительный обзор  финансовой отчетности;

-Характеристика имущества  предприятия: внеоборотных и оборотных  активов;

-Оценка финансовой устойчивости;

-Характеристика источников  средств: собственных и заемных;

-Анализ прибыли и рентабельности;

-Разработка мероприятий  по улучшению финансового - хозяйственной  деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются оббьем и  качество аналитической информации.

Чтобы принимать решение  в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству  предприятия необходима систематическая  деловая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.

На практике необходимо правильно  читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели анализа и управления. Основной принцип изучения аналитических  показателей -  дедуктивный метод, т.е. переход от общего к частному, но он должен использоваться многократно. В ходе такого анализа воспроизводится  историческая и логическая последовательность экономических факторов и событий, направленность и сила их воздействия  на результаты хозяйственной деятельности предприятий.

 

2. Методы финансового анализа.

Ключевой целью финансового  анализа является получение определенного  числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину  финансового состояний предприятия:

-изменения в структуре  активов и пассивов;

-динамика расчетов с  дебиторами и кредиторами;

-величина прибыли и  убытков и уровень рентабельности  активов и продаж.

При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как  текущее финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую  перспективу.

Исходной базой для  финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспекты коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой  для аналитика степенью агрегирования.

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

-Горизонтальный анализ;

-Вертикальный анализ;

-Трендовый анализ;

-Сравнительный (пространственный) анализ;

-Факторный анализ;

-Метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (временной)  анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

-простое сравнение статей  отчетности и изучение их резких  изменений;

-анализ изменения статей  отчетности в сравнение с колебаниями  других статей.

При этом особое внимание уделяется  случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе  не соответствует изменению другого  показателя.

Вертикальный  анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд).

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа: анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей, анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов, анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:

Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственного анализа), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Метод финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности. Наибольшее распространение получили следующие аспекты такого анализа: финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов и рентабельности:

Рис. 1.Элементы анализа финансовых коэффициентов.

  1. анализ финансовой устойчивости. В процессе этого анализа выявляется уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, а соответственно и степень финансовой стабильности предстоящего развития предприятия.
  2. анализ платежеспособности. В процессе этого анализа выявляется возможность предприятия своевременно расплачиваться по своим обязательствам в зависимости от состояния ликвидности его активов. Проведение такого анализа требует предварительной группировки активов предприятия по уровню ликвидности, а его обязательств — по срочности погашения.
  3. анализ оборачиваемости активов. В процессе этого анализа устанавливается, насколько быстро средства, вложенные в активы, оборачиваются в процессе деятельности предприятия.
  4. анализ рентабельности. В процессе этого анализа устанавливается уровень прибыльности использования капитала в целом или отдельных его частей, а также уровень прибыли по отношению к другим показателям хозяйственной деятельности. Коэффициент рентабельности может быть рассчитан также и по отдельным видам активов (оборотным, внеоборотным).

 

 

3.Анализ прибыльности. Анализ состава и динамики  балансовой прибыли.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, в обобщающем виде характеризующий эффективность его работы. Прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения. За счет  прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами. Прибыль, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции или услуг, их качеством и конкурентоспособностью, уровнем затрат, эффективностью управления предприятием, в том числе, его производственной, маркетинговой, финансовой, технологической, кадровой и инвестиционной стратегией.

Следовательно, прибыль является важнейшим обобщающим показателем  в системе оценочных показателей  эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. 
Основные его задачи: 
- систематический контроль за формированием финансовых результатов; 
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; 
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины; 
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; 
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 
В процессе анализа используются следующие  показатели прибыли:

-Маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямы ми производственными затратами по реализованной продукции);

- Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

- Общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто - прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные до ходы и расходы);

- Чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

- Капитализированная (нераспределенная) прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

-Налогооблагаемая прибыль – балансовая прибыль, скорректированная в соответствии с налоговым законодательством страны.

-Чрезвычайные прибыли (убытки) – сальдо доходов и расходов по прочим внереализационным операциям.

 
- Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на вы плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

 
При анализе показателя общей балансовой прибыли следует оценить влияние  прогрессивных  факторов формирования прибыли – снижения себестоимости  продукции, роста объема реализации, повышения качества и улучшения  ассортимента продукции. Один из вариантов  расчета показателя балансовой прибыли (убытка) представляет собой сумму  результатов от реализации продукции, работ, услуг (основной деятельности); от прочей реализации (основных фондов, иного имущества); от финансовых операций; от прочих внереализационных  (чрезвычайных) операций. В формализованном виде показатель балансовой прибыли может  быть представлен следующим образом:

Рбр-+Рпр-+Рф , где

Рб – балансовая прибыль или убыток;

РР – прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

Рпр – прибыль (убыток) от прочих реализаций;

РФ – сальдо доходов и расходов  по финансовым и прочим внереализованным операциям.

Результат от реализации продукции (работ, услуг) (валовая прибыль) определяется следующим расчетом:

Рр = Nр – Sр -  Рндс – Ра, где

NР – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Sр – затраты на производство реализованной продукции;

Рндс – налог на добавочную стоимость (НДС);

Ра – акцизы, спецналог и экспортные пошлины.

Фактическая полученная в  отчетном периоде прибыль может  отличаться от прибыли за прошлый  период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при  анализе важно дать не только общую  оценку динамики и выполнения плана  по прибыли от реализации продукции, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень  влияния каждого из них.

Информация о работе Финансовый анализ