Финансовый анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Финансовый анализ — это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ Р1.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в общем случае находится  под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации; структуры продукции; отпускных  цен на продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и  перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

 

4.Анализ финансовых  результатов от прочих видов  деятельности.

Под финансовыми результатами от  прочих видов деятельности предприятия  понимаются:

1.Результаты от реализационных  операций, не связанных с реализацией  продукции, работ, услуг (т.е.  от прочей реализации);

2.Результаты от финансовой  деятельности;

3.Результаты от прочих  внереализационных операций.

Финансовый результат  от прочей реализации могут быть получены от операций, связанных с движением  имущества предприятия (основных средств, запасов, ценных  бумаг). К ним  относятся: реализация основных средств  и иного имущества, списание основных средств с баланса, сдача имущества в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение производства. Доходы и расходы по этим операциям показываются в отчете (форма №2).

При проведении анализа фактические  суммы операционных доходов и  расходов за отчетный период сравнивают с плановыми показателями и данными  за прошлый период.

При получении убытков  от прочей реализации (превышение затрат, связанных с получением операционных доходов, над операционными доходами) в каждом конкретном случае следует  установить причины образования  этих убытков. Причинами образования  расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего  продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию.

Результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, участвует в операциях на финансовом рынке, а также в совместной деятельности. Доходы от участия в других организациях, проценты к получению и проценты к уплате (по облигациям, кредитам, депозитам) отражаются в бухгалтерском отчете (форма №2).

Финансовые результаты от внереализационных операций отражаются в форме №2.

В соответствии с Налоговым  Кодексом РК в состав прочих доходов  от внереализационных операций включаются:

-доходы от долевого  участия в других организациях; от операций купле - продажи  иностранной валюты;

-в виде штрафов, пеней  и (или) иных санкций за нарушение  договорных обязательств, а также  сумм возмещения убытков или  ущерба;

-от предоставления в  пользование прав на результаты  интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации;

-в виде процентов, полученных  по договорам займа, кредита,  банковского счета, банковского  вклада, а также по ценным бумагам  и другим долговым обязательствам;

-в виде безвозмездно  полученного имущества (работ,  услуг) или имущественных прав;

-в виде дохода прошлых  лет, выявленного в отчетном  периоде;

-в виде положительной  курсовой разницы;

-в виде использованных  не по целевому использованию  имущества, работ, услуг, которые  получены в рамках благотворительной  деятельности;

-средства предназначенных  для формирования резервов по  развитию и обеспечению функционирования  и безопасность атомных электростанций;

-в виде сумм, на которые  в отчетном периоде произошло  уменьшение уставного капитала  организаций;

-в виде сумм возврата  от некоммерческой организации,  ранее уплаченных взносов (вкладов);

-в виде сумм кредиторской  задолженности (обязательства перед  кредиторами);

-в виде доходов, полученных  от операций с финансовыми  инструментами срочных сделок;

-в виде стоимости излишков  ТМЦ, выявленных в результате  инвентаризации.

В состав прочих расходов от внереализационных операций включаются:

-расходы в виде процентов  по долговым обязательствам любого  вида;

-расходы на организацию  выпуска ценных бумаг;

-расходы в виде отрицательной  (положительной) разницы, образующейся  вследствие отклонения курса  продажи (покупки) иностранной  валюты от официального курса  НБРК;

-в виде отрицательной  разницы, полученной от переоценки  имущества (кроме амортизации  имущества и ценных бумаг);

-судебные расходы и  арбитражные сборы;

-затраты на аннулированные  производственные затраты;

-расходы по операциям  с тарой;

-расходы в виде сумм  штрафов, пеней и (или) иных  санкций за нарушенных договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба;

-расходы на оплату  услуг банков;

-расходы на проведение  ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков);

-в виде некомпенсируемых  из бюджета расходов на проведение  работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание  мощностей и объектов;

-отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО,  для аккумулирования и перераспределения  средств.

Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению  сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение  позволяет судить об организации  работы маркетинговой и финансовой служб.

 

5.Анализ распределения  и использования прибыли.

Задача анализа распределения прибыли состоит в выявлении соответствия между распределением прибыли, с одной стороны, и результатами работы предприятия, ожиданиями заинтересованных лиц и перспективными целями предприятия – с другой.

Балансовая прибыль предприятия  распределяется следующим образом (рис.1). Прежде всего, она корректируется для получения величины налогооблагаемой прибыли. Из нее выплачиваются налоги в региональные и местные бюджеты  по действующим ставкам с учетом льгот.

Направления использования  чистой прибыли, или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются предприятием самостоятельно. Основные направления использования прибыли  следующие:

-отчисления в резервный  капитал (фонд);

-отчисления в фонд  накопления;

-отчисления в прочие  фонды предприятия;

-выплата дивидендов;

-отчисления на благотворительные  и другие цели.

На основании источников данных (формы №1, №2 и др.) могут  быть проведены различные виды анализа  – горизонтальный, вертикальный, а  также анализ некоторых специфических  относительных показателей. Так, проводится сопоставление планового и фактического распределения прибыли, сопоставлением за ряд лет, выявляются динамика, отклонения и устанавливаются их причины. С  этой целью составляются аналитические  таблицы.

Что касается дивидендов, то в акционерных обществах сумма  дивидендов на каждую акцию, а, следовательно, и общая сумма прибыли, направляемая на выплату дивидендов, определяется Советом директоров.

Дивидендная политика -  прерогатива Совета директоров, у которого есть законное право назначить выплату на том уровне, который он сочтет приемлемым. Однако, поскольку уровень выплаченных и ожидаемых дивидендов влияет на рыночную стоимость обыкновенных акций, обычно проводится определенный анализ с помощью расчета коэффициента. Так, сумму дивидендов, выплачиваемую на акцию в течение года, необходимо сравнить с текущей или средней рыночной ценой, чтобы определить текущую доходность акции.

Текущая доходность = Дивиденд на акцию / Средняя рыночная цена акции (%)

Этот коэффициент показывает, какая прибыль в виде денежных дивидендов получена владельцами на их инвестиции. Этот показатель, однако, нельзя использовать как базу для  сравнения различных компаний, поскольку  их дивидендная политика может сильно различаться.

Для оценки использования  прибыли и дивидендной политики применяется также показатель выплаты  дивидендов.

Коэффициент выплаты дивидендов представляет собой долю прибыли, выплаченную  акционерам в форме дивидендов в  течение года.

Показатель выплаты дивидендов = Дивиденды на акцию / Балансовая прибыль на акцию.

Некоторые компании вообще не платят дивиденды в денежной форме  или предпочитают выплачивать их в форме акций.

 

6.Анализ рентабельности.

В условиях рыночных отношений  велика роль  показателей  рентабельности

продукции,   характеризующих   уровень   прибыльности    (убыточности)    её

производства.    Показатели    рентабельности    являются     относительными

характеристиками  финансовых  результатов   и   эффективности   деятельности

предприятия.  Они  характеризуют   относительную   доходность   предприятия,

измеряемую в процентах  к затратам средств или капитала с различных позиций.

      Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность раз личных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреб ленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 
 
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 
 
1)показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 
 
2 )показатели , характеризующие рентабельность продаж; 
 
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. 
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): 
                         
 
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого тенге, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности. 
 
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):  
 
 
 
                                 
 
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. 
                              
Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (КL). 
                              
 
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе: 
                                    
 
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и про вести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. 
 
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. 
 
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид: 
                    
 
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. 
 
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции: 
 

В анализе следует придерживаться выбранного способа расчета, чтобы  обеспечить сопоставимость показателей  рентабельности в динамике.

 

 


Информация о работе Финансовый анализ