Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль – есть важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

1.Финансовый контроль. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Перспективы развития финансового контроля.

Под финансовым контролем  понимают регламентированную нормами  права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового  планирования, обоснованности и полноты  поступления доходов в соответствующие  фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль –  есть важнейшее средство обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности. Финансовый контроль предупреждает  бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными  органами.

Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного производства, сопровождая процесс движения денежных фондов. Объектом финансового контроля выступают такие стоимостные  показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения на различные цели и в фонды.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, концернов, органов  местного самоуправления.

Объектом ведомственного контроля являются производственная и  финансовая деятельность ведомственных  предприятий и учреждений.

Финансовый контроль негосударственной  сферы экономики со стороны государства  затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при  расходовании выделенных им бюджетных  субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение  учета и отчетности.

В связи с политическими  и экономическими преобразованиями РФ изменилась и система финансового  контроля. Новая система политической власти в стране вызвала появление  новой формы контроля – президентского контроля, направленного, в том числе  на сферу финансовых отношений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми  службами предприятий, учреждений и  организаций (бухгалтериями, финансовыми  отделами и т.д.)

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское  время. Его осуществляли на добровольной и безвозмездной основе отдельные  лица или группы специалистов. В  настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни  такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

Организация финансового контроля: формы, виды, методы.

Финансовый контроль можно  условно классифицировать по разным критериям:

Времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

Субъектам контроля: президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

Сфере финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

Форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний).

Методом проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Рассмотрим основные формы  и методы проведения финансового  контроля.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  финансово-денежных расчетов. Большую  роль играют в этом бухгалтерские  службы.Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и  расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого субъекта для определения  его финансового состояния и  возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков, со стороны Росстрахнадзора – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и  обеспеченности капиталом и эффективности  его использования.

Наблюдение (мониторинг) –  постоянный контроль со стороны кредитных  организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию долгосрочного  возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег  и товарно-материальных ценностей). Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий  и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские  службы). Результаты ревизии оформляются  актом, на основании которого принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению  виновных к ответственности.

2.Специфические признаки финансов. Финансы и заработная плата, их взаимодействие.

Финансы обладают некоторыми признаками:

1. финансы носят денежный  характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе  вращаются и натуральные товары;

2. финансовые отношения  носят распределительный характер;

3. финансовые отношения  всегда выражают движение денежной  формы стоимости;

4. финансовые отношения  всегда связаны с формированием  денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых  ресурсов;          

На поверхности общественных процессов финансы проявляют  себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Финансовые операции проявляют  себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в  своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет»  осуществляется посредством распределения  созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в  форме различных видов налогов  перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе  денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом. Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего  продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального  богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем  порядке, то есть финансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

В распределении стоимости  общественного продукта принимают  участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти  экономические категории имеют  различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление  части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

Взаимосвязь заработной платы и финансов.

На стадии распределения  превращение скрытых частей стоимости  в явный происходит с помощью финансов и заработной платы.

Как форма распределения  заработная плата обособлена необходимым  формированием доходов конкретных работников, а как экономическая  категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие  в процессе распределения вновь  созданной стоимости путём формирования индивидуальных доходов, поступающих  в зависимости от количества и  качества затраченного труда отдельными работниками.

Финансы и заработная плата  тесно связаны между собой, что  приводит к их взаимодействию в процессе стоимостного распределения.3 одного стороны, финансы "помогают" заработной плате  формировать фонд оплаты труда, отделяя  его от других денежных фондов предприятия, а со второй стороны - заработная плата, начисление которой во времени не совпадает с выплатой, выступает  источником формирования части финансовых ресурсов предприятия. (Таким образом, задолженность по заработной плате - это финансовый ресурс, но не потому, что самая заработная плата относится к финансам, а потому, что начисленная заработная плата не сразу попадает у руки ее властителя).

Финансы и заработная плата  должны иметь комплексное использование. Но к недавнему времени эта  взаимосвязь поднималась. Заработная плата выплачивалась без надлежащего  учета количества и качества работы, широкое распространение получил  уравнительный подход в оплате работы, в целом уровень заработной платы  был низким и государство компенсировало гражданам большинство расходов из общегосударственных фондов денежных средств.

3.Методы расчетов финансовых показателей при планировании. Характеристика отдельных видов финансовых планов.

Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации  плановых решений; экономико-математическое моделирование. 

Нормативный метод является наиболее простым методом расчета  плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно  легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы  предприятия. 

Расчетно-аналитический  метод применяют тогда, когда  нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового  показателя, определяют индекс его  изменений в плановом периоде  и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций  поведения, динамики и взаимосвязи  финансовых показателей в планируемом  периоде. 

Информация о работе Финансовый контроль