Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении финансового контроля в России. Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
- изучение сущности финансового контроля;
- изучение видов и форм государственного финансового контроля;
- исследование процессов и принципов финансового контроля;
- характеристика финансового контроля в Российской Федерации
- исследование Организационно-правовых основ финансового контроля в РФ;
- анализ путей совершенствования финансового контроля в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля…………………………….4
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля…………………6
1.3 Процесс финансового контроля…………………………………………….10
1.4 Принципы финансового контроля………………………………………….10
Глава 2. Характеристика финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ………...12
2.2 Контроль над федеральными органами исполнительной власти всех уровней в РФ……………………………………………………………………..17
2.3 Пути совершенствования финансового контроля в России………………21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список испольуемой литературы………………………………………………29
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов.
Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведенных контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов.
Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля,
Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:
-планирование,
которое предполагает
-проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
-систематизация
результатов контроля (обобщение
и упорядочение полученной
-реализация
результатов, которая
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации, прежде всего, государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.
Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами.
Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством.
Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.
Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.
Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.
Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.
Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Деятельность
органов финансового контроля в
РФ осуществляется в соответствии с
установленными нормами права, основными
источниками которого являются: Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные
законы и законы субъектов РФ, законодательные
акты органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные
В
ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено,
что государственный и
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами.
Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя:
-контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности;
-оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др.
Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
На
уровне субъектов РФ внешний государственный
финансовый контроль за исполнением
региональных бюджетов осуществляют созданные
органами законодательной (представительной)
власти контрольно-счетные органы.
Например, в Москве таким органом
контроля является образованная Московской
городской Думой Контрольно-
Важнейшим
органом государственного финансового
контроля в системе органов
-порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере;
-порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;
-методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в ведении федеральных служб:
-Федеральной налоговой службы,
-Федеральной службы страхового надзора,
-Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
-Федеральной службы по финансовому мониторингу.
А также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Служба
проводит ревизии и проверки правомерности
и эффективности использования
средств федерального бюджета, средств
государственных внебюджетных фондов
и материальных ценностей, находящихся
в федеральной собственности; осуществляет
надзор за исполнением законодательства
РФ о финансово-бюджетном контроле
и надзоре органами финансового
контроля федеральных органов
Осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 "О Федеральной службе страхового надзора" осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др.
Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 "Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.