- законности.
- целесообразности.
- эффективности.
Принцип непрерывности:
все объекты контроля должны подлежать
постоянному наблюдению. Мероприятия
контроля должны осуществляться последовательно
и регулярно. Необходим также контроль
действий, предпринимаемых объектом контроля
по устранению ранее выявленных нарушений.
Принцип объективности:
Оценка деятельности объекта контроля
и её результатов осуществляется только
на основании соответствия проверенных
фактов с требованиями законодательных
и иных нормативных актов, регулирующих
проверяемую деятельность.
Принцип независимости:
Недопустимость положения, при котором
субъект контроля при осуществлении контрольных
мероприятий руководствуется какими-либо
соображениями, кроме компетентного и
добросовестного выполнения задач контроля.
Запрет на какое бы то ни было силовое,
материально или моральное воздействие
на субъект контроля.
Принцип гласности (вытекает из принципа соответствия):
результаты контроля должны быть обязательно
доведены:
- до объекта контроля,
- до субъекта принятия решений по результатам контроля.
Принцип эффективности:
результаты контроля должны обеспечивать:
- полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого),
- своевременность выявления таких отклонений,
- установление причин отклонений,
- установление виновных лиц,
- помощь в разработке профилактических мер.
Принцип научности: контроль осуществляется путём применения
научно обоснованных методов и приёмов.
Принцип плановости:
контроль должен осуществляться планово:
- планируются мероприятия контроля определённого субъекта (контролирующего органа) на период времени,
- планируется набор определённых контрольных действий в рамках мероприятия контроля,
- контрольным действиям должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для достижения понимания его деятельности.
Принцип законности:
осуществление контроля в соответствии
с законодательством; обеспечение охраны
законных интересов как государства и
общества в целом, так граждан и юридических
лиц.
Принцип ответственности:
нормативно предусмотренная ответственность
субъекта контроля:
- за соблюдение в процессе контроля законов и правовых актов,
- за достоверность результатов контроля (так как на их основании принимаются решения, включая правовые).
Рассмотрим виды финансового контроля.
В зависимостиот
осуществляющих его субъектов выделяют следующие виды финансового
контроля:
- государственный вневедомственныйконтроль - проводиться государственными органами специальной компетенции в отношении организаций предприятий учреждений вне зависимости от ведомственной подчиненности. Органы – Комитет государственного контроля. Национальный банк РБ и банк второго уровня, Министерства финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его инспекции, Фонд социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты РБ.
- ведомственный финансовый контроль – проводиться силами самого ведомства на объектах находящихся в подчинении данного ведомства, осуществляется в целях осуществления в целях улучшения контрольно ревизионной работы министерствах и иных республиканских органах, государственных ведомствах РБ.
- внутрихозяйственный финансовый контроль – проводиться финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования(бухгалтерия) непрерывное наблюдение за финансовой экономической производственной снабженческой и сбытовой деятельностью, направлен на выявление и устранение причин порождающих хищения и бесхозяйственность.[5]
- общественный контроль осуществляют отдельные физические лица(специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в общественных организациях.
- независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями.
Аудиторская деятельность – это
предпринимательская деятельность
по независимой проверке бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности,
а так же других документов субъектов
хозяйствования в целях выражения
мнения о достоверности бухгалтерской(финансовой)
отчетности и соответствии совершаемых
финансовых операции законодательству.
Аудит бывает:
- инициативный - проводиться по решению субъекта предпринимательской деятельности либо по требованию его учредителей,
- обязательный аудит - обязательность его проведения устанавливается законодательством.
По сфере
финансовой деятельностиразличают:
- бюджетный контроль,
- налоговый контроль,
- таможенный контроль,
- валютный контроль,
- кредитный контроль,
- страховой контроль,
- инвестиционный контроль,
- контроль за денежной массой.
В зависимости
от источников информации финансовый
контроль делится на:
- документальный контроль осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, других видов документов, в которых нашли отражение операции и события, которые стали объектом исследования.
- фактический контроль – изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов по данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками.
В зависимости
от направления контроля различают:
- административный контрольосуществляют комиссии, создаваемые на уровне администраций соответствующих районов и других территорий, органы уголовного преследования и судебные органы Республики Беларусь. Он также может вестись администрацией субъекта хозяйствования по отношению к работникам своей организации.
- технический контроль. Его цель – углубленное изучение вопросов, связанных с техникой и технологией производства, внедрением передовых технологических решений и проектов в производство; обеспечение оптимального режима эксплуатации оборудования; изыскание возможностей для увеличения производственной мощности технологического оборудования; выявление экономической эффективности чисто технических решений.
- финансово-хозяйственный контроль - система надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми организациями и другими контролируемыми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности. Объектом является комплекс хозяйственных процессов и финансовых операций в сфере материального производства и непроизводственной сферы.
По формам и в зависимости
от времени проведенияфинансовый контроль делится на:
- Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
- Текущий контроль (оперативный) — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Основная цель – своевременное выявление отрицательных отклонений в финансово-хозяйственной деятельности и технологических процессах для оперативного воздействия с целью их устранения; изыскания резервов роста выпуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство.
- Последующий контроль — проводится по завершении хозяйственных процессов и после совершения финансовых операций путем анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Цель его – установить правильность, законность, своевременность и экономическую целесообразность произошедших хозяйственных процессов. Достоинство этого вида контроля – возможность оценить положительные или отрицательные тенденции в развитии подконтрольного объекта, его финансово-хозяйственной деятельности, провести всесторонний и глубокий анализ накопленного опыта и недостатков предварительного и текущего контроля. Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.
- По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:
- наблюдения,
- проверки,
- обследования,
- надзор,
- экономический анализ,
- ревизии.
Наблюдение –
это общее ознакомление с состоянием финансовой
деятельности объекта контроля.
Проверка –
это совокупность мероприятий проводимых
контролирующими органами в отношении
проверяемых субъектов для оценки соответствия
требованиям законодательства осуществляемой
ими деятельности, а так же совершаемых
финансово-хозяйственных операций.
Основным методом финансового контроля
является проверка. [6]
Основные задачи решаемые в ходе проверки:
- соблюдение законодательства в сфере экономических отношений,
- проверка законности совершения хозяйственных и финансовых операций,
- своевременное выявление пресечение и предотвращение правонарушений установление причин и условий способствующих правонарушений,
- принятие мер по возмещению причиненного вреда.
Полномочия:
- изучает документы бухгалтерскую отчетность бухгалтерские книги балансы планы сметы, проверять наличие денег в кассе наличие материальных ценностей, ценных бумаг, имеет право требовать письменных объяснений по тем или иным вопросам возникающим в ходе проверки, имеет право опечатывать кассы склады архивы места где хранятся материальные ценности, требовать проведения инвентаризации, привлекать специалистов из других отраслей, они имеют право знакомится в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, имеют право получать копии этих документов,
- имеют право запрашивать документы и сведения необходимые для проведения проверки у других государственных органов и организаций, требовать у проверяемого субъекта копии документов и выписки из них и др.
В случае выявления нарушений в ходе
проверки то по её результатам составляется
акт, если не выявлено нарушений то составляется
справка.
Акт подписывается проверяющим, директором
предприятия, главным бухгалтером.
При наличии возражений по акту проверки
лицо которое подписывает акт делает
об этом запись перед своей подписью и
в течении 15 рабочих дней со дня подписания
акта предоставляет свои возражения в
контролирующий орган, а письменном виде,
если же возражение не предъявлено в 15-ти
дневной срок то в последующем оно не может
быть представлено
В акте проверки указывается основанное
назначения проверки, дата начала проверки,
место, должность ФИО работника
проверяющего субъекта который в последующем
должен подписать акт проверки, наименование
место нахождения и подчиненность проверяемого
субъекта, учетный номер налогоплательщика,
указывается наличие книги учета проверок,
сведения о внесенных в нее данных, какие
операции проверялись и за какой период,
место время и характер совершенного правонарушения
и мера ответственности за нарушение.