Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность и роль финансового контроля в современной экономике в Республике Беларусь, определить виды, формы, методы финансового контроля, проанализировать направления развития финансового контроля в современных условиях.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- определить методы, предмет и объект исследования;
- изучить роль финансового контроля в современной экономике;
- охарактеризовать основные направления развития финансового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение 4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля 5
1.1 Понятие и содержание финансового контроля 5
1.2 Задачи финансового контроля и его взаимосвязь с контрольной функцией финансов 7
2. Организация финансового контроля 9
2.1 Принципы, виды, формы, методы финансового контроля 9
2.2 Историческое развитие финансового контроля в РБ 16
2.3 Органы финансового контроля в Республике Беларусь 17
3. Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития 20
3.1 Краткая характеристика основных направлений развития финансового контроля в современных условиях 20
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовой Финансовый контроль.docx

— 89.19 Кб (Скачать файл)

Установленные в ходе проверки недостачи  денежных средств и материальных ценностей, размер причиненного вреда  должность ФИО лиц действия которых повлекли нарушение законодательства и т.д.

Акт проверки направляются должностному лицу контролирующего органа уполномоченному  проверять материалы о совершаемым правонарушений. [7]

Существуют разнообразные  виды проверок:

  • плановая проверка – данные проверки включены в координационный план контрольной деятельности РБ включается в план при условии указания контролирующим органом конкретной темы проверки субъекта в отношении которого будет проведена проверка, сроки ее проведения,
  • внеплановые проверки – обязательность проведения данных проверок устанавливается налоговым законодательством и проводиться только по поручению президента РБ президиума совета министров РБ председателя комитета государственного контроля и его заместителей председателей комитета государственного контроля областей генеральным прокурором и его заместителей,
  • встречная проверка – под ней подразумевается установления фактического отражения субъектами предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово хозяйственных операций которые осуществляются с другими субъектами предпринимательской деятельности и в отношении которых проводятся плановые либо вне плановые проверки,
  • рейдовая проверка – это проверка финансово хозяйственной деятельности которая направлена на оперативное выявление нарушений законодательства,
  • камеральная налоговая проверка проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налогов и деклараций и иных расчетов,
  • выездная налоговая проверка проводиться по месту нахождения плательщика,
  • комплексная проверка в процессе данной проверки устанавливаются вопросы уплаты всех налогов и сборов пошлин которые обязан уплачивать проверяемый субъект хозяйствования,
  • комплексно-тематические проверки.

 

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

Экономический анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.[8]

Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличияденежных средств.

Бывают самые разнообразные  ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости  от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени  осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.

В зависимости  от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.

Аудит- процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Различают операционный, технический, экологический, качества и прочие разновидности аудита. Отдельные виды аудита близки по значению к сертификации.

 

2.2 Историческое развитие финансового контроляв РБ

В 1919г.создан Комиссариат государственного контроля БССР. В 1920 г.образован Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции БССР. На него возлагались контроль за деятельностью всех центральных и местных советских учреждений, предприятий и общественных организаций.В 1934 г. создана Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР. В 1940 г. Народный комиссариат государственного контроля Белорусской ССР пришел на смену реорганизованной Комиссии советского контроля при СНК БССР.

Министерство  государственного контроля Белорусской  ССР, так стал называться переименованный  Наркомат госконтроля БССР. г. в 1946 году. В 1958 г. образована Комиссия советского контроля Совета Министров БССР взамен упраздненного Министерства государственного контроля. В 1961 г. Образована Комиссия государственного контроля Совета Министров БССР (Госконтроль БССР).  1962 г. Организован Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПБ и Совета Министров БССР.

В 1965 г. Образованы органы народного контроля. В 1980 г. образован республиканский руководящий орган — Комитет народного контроля Белорусской ССР. В 1992 г. был образован подотчетный Парламенту высший государственный орган финансово-экономического контроля – Контрольная палата Республики Беларусь. В 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь был образован Департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. 1994 г.  Создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь.

В 1996 г.В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь республиканским референдумом 24 ноября 1996 г., Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.1996 № 510 был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. С созданием Комитета государственного контроля были ликвидированы параллелизм и дублирование в работе двух государственных контрольных органов в стране.

В 2001 году образован Департамент финансовых расследований. 

В 2003 г. указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 г. № 408 в Комитете государственного контроля Республики Беларусь образован Департамент финансового мониторинга (финансовая разведка).

2008 г. Принят Закон Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», который определил основные задачи органов финансовых расследований.

28.12.2012 г. Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2010 г. № 691 Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь назначен А.С.Якобсон.[9]

2.3 Органы финансового контроляв Республике Беларусь

Всеобъемлющий характер финансового  контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в той  или иной области.

Каждый из органов контроля выполняет  контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями  управления в пределах своей компетенции.

Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные  функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления  финансового контроля.

К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому социальному развитию является одним из направлений их правленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы уставы, положения.

Ко второй – органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.

Органы общей компетенциипроводят контрольные мероприятия периодически в процессе выполнения своей основной деятельности.

Национальное собрание Республики Беларусь и местные Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета.

Правительство Республики Беларусь участвует в осуществлении контроля за формированием и расходованием валютного фонда Республики Беларусь.

Высшим специализированным органом  финансового контроля является Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за:

  • исполнениям республиканского бюджета,
  • использованием государственной собственности,
  • исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

В функции комитета входит осуществление контроля за:

  • исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
  • сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
  • расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;
  • инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
  • использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
  • движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг;
  • состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи прямо или косвенно св<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" fon

Информация о работе Финансовый контроль