Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:14, лекция

Описание работы

1 Понятие, значение и виды финансового контроля
2. Органы финансового контроля.
3.Формы, методы и организация финансового контроля.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Тема: 5 Финансовый контроль

1   Понятие, значение и виды финансового контроля

2. Органы финансового контроля.

3.Формы, методы и организация финансового контроля.

1. Понятие, значение и виды финансового контроля

Финансы выполняют контрольную  функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.

В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.

 В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.

Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности государства.

мобилизации;

  • распределения;
  • использования государственных денежных средств.

Основными задачами финансового контроля является

  • проверка исполнения финансовых обязательств перед государством,
  • проверка законности распределения финансовых потоков целевого характера, эффективного использования государственных денежных средств,
  • проверка правильности совершения финансовых операций и соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий характер и то, что объектом контроля является не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы через их выражения в денежной форме. 

В сфере финансового  контроля находятся все органы государственной  власти, государственного управления, субъекты хозяйствования и та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.

Финансовый контроль в сфере материального производства, кроме  контроля имеет аналитическое значение так как сопоставление результатов деятельности  и  затрат,  и использование таких категорий как выручка,  рентабельность, налоги, цена,  прибыль и др. позволяют делать выводы и предпринимать необходимые меры эффективному использованию всех фактов производства и улучшения организации работы.

Совокупность   требований   установленных   в   законодательном   порядке   относительно   функционирования финансового механизма государства и обязанность соблюдать их, формируют финансово - правовую категорию - финансовую дисциплину.

Финансовый  контроль - это основная форма государственного контроля, которая заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.


Система финансового  контроля Республики Беларусь включает следующие виды контроля:

1 Общегосударственной  (вневедомственной)

  1. Ведомственный
  2. Внутрихозяйственной
  3. Независимый (аудит)
  4. Общественный контроль

1.Государственный   контроль   осуществляется   органами   государственной   власти   и   управления   высшими законодательными органами  республики и местного совета  ктр. осуществляют финансовый  контроль при рассмотрении и  утверждении бюджетов, заслушивании отчётов исполнительной власти о ходе исполнения бюджетов.  

2.Ведомственной    осуществляют    Министерства,    ведомства    и    другие    органы    управления,    относительно предприятий, организации и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны проводить периодически на подведомственных им предприятиях документальные ревизии. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно - ревизионные отделы и управления.

3.Внутрихозяйственной   осуществляется   администрацией,   работниками   финансовых   служб   и   бухгалтерией субъекта хозяйствования. Его  главные  задачи  заключаются   в  непрерывном  наблюдении  за  состоянием  финансово - хозяйственной деятельности,   выявлении   внутрихозяйственный   резервов,   обеспечении   сохранности   денежных   средств   и материальных ценностей, а также устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозности.

4. Аудит,  его  осуществляют  аудиторы  при  наличии лицензии  министерства финансов.  Аудиторы  оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, помощь в проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными специализированными органами (это платный контроль, следовательно, возмездная основа осуществляется на основе договора между аудитором и нанимателем).

 Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.

Обязательственный   аудит  -  у   определённого   круга  субъектов   хозяйствования   в   случаях  установленных законодательством.

Инициативный аудит - по инициативе собственника или администрации  субъекта хозяйствования.

    5. Общественный контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии трудовых коллективов. Сюда относится письма и сигналы заинтересованных лиц: граждан в правоохранительные органы, контролирующие органы, редакции СМИ, в которых сообщается о фактах злоупотребления в финансовой сфере.

 

2. Система органов финансового контроля.

 Могут  быть проклассифицированы на:

  • органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными
  • органы, специально создаваемые для осуществления финансового контроля.

   К 1-ой группе  относятся органы государственной  власти и управления общей  компетенции, для которых финансовый контроль является одним из направлений их деятельности. На права и обязанности этой группы указывают законы, уставы, положения и др.

Ко 2-ой группе относятся  все органы государственной власти, и управления основной функцией которых  является финансовый контроль.

  • комитет государственного контроля
  • министерство финансов
  • министерство по налогам и сборам.

Высшим органом  финансового контроля РБ явл. Комитет  государственного контроля. Этот орган  осуществляет гос. контроль за исполнением  республиканского бюджета, рациональном использовании гос. собственности, исполнением актов Президента, Правительства и др. гос органов.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено    министерство   финансов. Оно осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов  государства, выполнением требований различных финансовых актов, исполнением республиканского бюджета, а так же своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием гос. денежных средств. Осуществляет контроль за состоянием контрольно-ревизионных работ в министерствах и ведомствах. Наделено исключительно   контрольными функциями. Занимается   контрольно-ревизионное управление и его органы на местах.

Кроме того, значительный объём полномочий в области финансов присутствует в деятельности Национального банка, государственного страхового надзора, комитета по ценным бумагам.

Специализированным  органом гос. финансового контроля является министерство по налогам и  сборам РБ.

Все органы уполномочены осуществлять функцию гос. фин. Контроля при проведении проверок и ревизий  финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов, независимо от форм собственности, руководствуясь едиными требованиями по их проведению, изложенные в положении «О порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования».

 

3 Финансовый контроль по формам подразделяются на предварительный, текущий и последующий.

 Предварительный контроль предшествует  совершению проверяемых операций,   поступлению  доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушения законодательства, неправильное или нецелесообразное расходование средств и выявить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении проектов бюджетов, смет, финансовых планов, а так же при финансировании и открытии кредита.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет выявить отклонения от установленных правил  и норм  и принять необходимые меры  к обеспечению финансовой дисциплины; например: руководитель субъекта хозяйствования, перед тем как подписать финансовые документы(договора, платёжку), должен убедиться в законности этих договоров, производимых платежей или расчетов и их экономической целесообразности.

     Последующий контроль производиться после совершения операций (исполнили план, поступили доходы, израсходованы материальные ценности и денежные средства). Он даёт возможность убедиться в законности совершаемых операций, в фактическом выполнении планов, сохранности денежных средств, использовании их по целевому назначению, а также позволяет вскрывать недостатки, принимать меры к их устранению, наказанию виновных и предотвращению аналогичных нарушений в будущем. Этот контроль производится путём анализа отчётов и балансов, а также путём проверок и ревизий непосредственно у подконтрольного субъекта.

Финансовый контроль осуществляется при помощи определённых способов и приёмов, которые принято  обозначать понятием методы. К ним относятся:

  • обследование
  • анализ
  • заслушивание отчётов
  • рассмотрение проектов финансовых планов
  • проверки
  • ревизии

     Самые эффективные  методы финансового контроля  это проверки и ревизии. Друг  от друга их отличает широта  и глубина проверяемого вопроса.

Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, и аналитико-нормативные проверки.

  • Формальная  проверка заключается  в  контроле за правильностью оформления самого документа.  При  ней выясняется: соблюдена ли установленная форма для данного документа, написан ли он на надлежащем бланке, имеются ли на нём необходимые подписи, печати и штампы, и применяется ли к нему другие необходимые документы.
  • Фактическая проверка и её проведение заключается в установлении достоверности расходования и оприходования денежных средств   через   инвентаризацию - сравнение   действительного   наличия материально-денежных средств с   учётными или бухгалтерскими документами. При   фактической   проверке производится контрольные замеры, химико-технологический анализ, экспертиза и др.   
  • Важным методом установления достоверности финансовых операций явл. Встречная проверка.  Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи  с этим   проверяется,   нет   ли   расхождения   в   документах подконтрольного субъекта с документами его контрагента (партнёра)по сделкам.
  • Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной  и той же операции отражённой в различных документах. Например, отражение операций в бухгалтерском учёте по главной книге, журналам, ордерам, или ведомостям.
  • Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учётных и отчётных данных с установленными показателями и нормами. Это даёт возможность выявить отклонения от них, но и отсутствие отклонений не редко связано с завышенными нормами, а этот фактор способствует хищению товароматериальных ценностей и денежных средств. Кроме того проверки могут быть тематическими и комплексными, тогда они становятся практически идентичными ревизиям

Самый действенный метод  финансового контроля – ревизия, при ктр. Происходит наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности. Ревизии производятся непосредственно на подконтрольный объект. В зависимости  от полноты охвата деятельности самого ревизионного объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные,

Полная  - документальная  ревизия   предполагает  полную  проверку  всей  финансово-хозяйственной деятельности  подконтрольного субъекта.

  При   частичной   ревизии   -   проверка   отдельных   частей,   сторон   финансово-хозяйственной деятельности.

Тематическая ревизия проводится по заданной теме на однотипных предприятиях и по однотипным субъектам. При таких ревизиях проверяется один и тот же круг вопросов. Её значения заключается в том, что охватывается большое число однородных субъектов, даёт возможность проверить состояние определённого участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная    ревизия    включает    широкий    круг    вопросов    и    все    участки       деятельности подконтрольного субъекта.  Она  позволяет по  возможности  полно  проверить деятельность  ревизионного объекта. Такие ревизии проводятся группой ревизоров с привлечением специалистов по определённым вопросам. Во время такой ревизии обязательно проводится инвентаризация денежных средств и товаров, материальных ценностей.

Ревизии могут проводиться сплошным и выборочным методом.

Сплошной метод - проверка всех документов на определённом участке деятельности субъектов хозяйствования (кассовые и банковские операции).

Выборочный метод - проверке подвергаются документы по выбору, за какой-либо период времени.

Комбинированный   метод  -  состоит   из   двух   первых:   одни участники проверяются сплошным методом, а другие выборочным.

Весь процесс  документальной ревизии можно разбить  на этапы:

  1. Прибытие ревизора на проверяемый объект и предъявление полномочий (по прибытии на проверяемый объект, ревизор представляет руководителю свое удостоверение и приказ либо предписание на проведение ревизии);
  2. Проведение инвентаризации денежных средств и товароматериальных ценностей и проверка сохранности денежных средств;
  3. Непосредственное ознакомление с объёмом работы (с объектом);
  4. Документальная проверка операций подконтрольного объекта;
  5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта ревизии;
  6. Реализации  материалов  ревизии на подконтрольном объекте, информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости результаты может быть переданы в следственные органы.
  7. Проверка Выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к установленным нарушениям и наказание виновных лиц. 

Информация о работе Финансовый контроль