Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:14, лекция
1 Понятие, значение и виды финансового контроля
2. Органы финансового контроля.
3.Формы, методы и организация финансового контроля.
Тема: 5 Финансовый контроль
1 Понятие, значение и виды финансового контроля
2. Органы финансового контроля.
3.Формы, методы и организация финансового контроля.
1. Понятие, значение и виды финансового контроля
Финансы выполняют контрольную функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.
В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.
В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности государства.
мобилизации;
Основными задачами финансового контроля является
Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий характер и то, что объектом контроля является не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы через их выражения в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся все органы государственной власти, государственного управления, субъекты хозяйствования и та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.
Финансовый контроль в сфере материального производства, кроме контроля имеет аналитическое значение так как сопоставление результатов деятельности и затрат, и использование таких категорий как выручка, рентабельность, налоги, цена, прибыль и др. позволяют делать выводы и предпринимать необходимые меры эффективному использованию всех фактов производства и улучшения организации работы.
Совокупность требований
установленных в законодательном
порядке относительно функционирования
финансового механизма
Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, которая заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Система финансового контроля Республики Беларусь включает следующие виды контроля:
1 Общегосударственной (вневедомственной)
1.Государственный
контроль осуществляется
органами государственной
власти и управления
высшими законодательными
2.Ведомственной осуществляют Министерства, ведомства и другие органы управления, относительно предприятий, организации и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны проводить периодически на подведомственных им предприятиях документальные ревизии. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно - ревизионные отделы и управления.
3.Внутрихозяйственной осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией субъекта хозяйствования. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово - хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственный резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозности.
4. Аудит, его осуществляют аудиторы при наличии лицензии министерства финансов. Аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, помощь в проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными специализированными органами (это платный контроль, следовательно, возмездная основа осуществляется на основе договора между аудитором и нанимателем).
Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.
Обязательственный
аудит - у определённого
круга субъектов хозяйствования
в случаях установленных законодательство
Инициативный аудит - по инициативе собственника или администрации субъекта хозяйствования.
5. Общественный контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии трудовых коллективов. Сюда относится письма и сигналы заинтересованных лиц: граждан в правоохранительные органы, контролирующие органы, редакции СМИ, в которых сообщается о фактах злоупотребления в финансовой сфере.
2. Система органов финансового контроля.
Могут быть проклассифицированы на:
К 1-ой группе
относятся органы
Ко 2-ой группе относятся все органы государственной власти, и управления основной функцией которых является финансовый контроль.
Высшим органом финансового контроля РБ явл. Комитет государственного контроля. Этот орган осуществляет гос. контроль за исполнением республиканского бюджета, рациональном использовании гос. собственности, исполнением актов Президента, Правительства и др. гос органов.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено министерство финансов. Оно осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства, выполнением требований различных финансовых актов, исполнением республиканского бюджета, а так же своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием гос. денежных средств. Осуществляет контроль за состоянием контрольно-ревизионных работ в министерствах и ведомствах. Наделено исключительно контрольными функциями. Занимается контрольно-ревизионное управление и его органы на местах.
Кроме того, значительный объём полномочий в области финансов присутствует в деятельности Национального банка, государственного страхового надзора, комитета по ценным бумагам.
Специализированным органом гос. финансового контроля является министерство по налогам и сборам РБ.
Все органы уполномочены осуществлять функцию гос. фин. Контроля при проведении проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов, независимо от форм собственности, руководствуясь едиными требованиями по их проведению, изложенные в положении «О порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования».
3 Финансовый контроль по формам
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушения законодательства, неправильное или нецелесообразное расходование средств и выявить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении проектов бюджетов, смет, финансовых планов, а так же при финансировании и открытии кредита.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет выявить отклонения от установленных правил и норм и принять необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины; например: руководитель субъекта хозяйствования, перед тем как подписать финансовые документы(договора, платёжку), должен убедиться в законности этих договоров, производимых платежей или расчетов и их экономической целесообразности.
Последующий контроль производиться после совершения операций (исполнили план, поступили доходы, израсходованы материальные ценности и денежные средства). Он даёт возможность убедиться в законности совершаемых операций, в фактическом выполнении планов, сохранности денежных средств, использовании их по целевому назначению, а также позволяет вскрывать недостатки, принимать меры к их устранению, наказанию виновных и предотвращению аналогичных нарушений в будущем. Этот контроль производится путём анализа отчётов и балансов, а также путём проверок и ревизий непосредственно у подконтрольного субъекта.
Финансовый контроль осуществляется при помощи определённых способов и приёмов, которые принято обозначать понятием методы. К ним относятся:
Самые эффективные методы финансового контроля это проверки и ревизии. Друг от друга их отличает широта и глубина проверяемого вопроса.
Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, и аналитико-нормативные проверки.
Самый действенный метод финансового контроля – ревизия, при ктр. Происходит наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности. Ревизии производятся непосредственно на подконтрольный объект. В зависимости от полноты охвата деятельности самого ревизионного объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные,
Полная - документальная ревизия предполагает полную проверку всей финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.
При частичной ревизии - проверка отдельных частей, сторон финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая ревизия проводится по заданной теме на однотипных предприятиях и по однотипным субъектам. При таких ревизиях проверяется один и тот же круг вопросов. Её значения заключается в том, что охватывается большое число однородных субъектов, даёт возможность проверить состояние определённого участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная ревизия включает широкий круг вопросов и все участки деятельности подконтрольного субъекта. Она позволяет по возможности полно проверить деятельность ревизионного объекта. Такие ревизии проводятся группой ревизоров с привлечением специалистов по определённым вопросам. Во время такой ревизии обязательно проводится инвентаризация денежных средств и товаров, материальных ценностей.
Ревизии могут проводиться сплошным и выборочным методом.
Сплошной метод - проверка всех документов на определённом участке деятельности субъектов хозяйствования (кассовые и банковские операции).
Выборочный метод - проверке подвергаются документы по выбору, за какой-либо период времени.
Комбинированный метод - состоит из двух первых: одни участники проверяются сплошным методом, а другие выборочным.
Весь процесс документальной ревизии можно разбить на этапы: