Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:14, лекция

Описание работы

1 Понятие, значение и виды финансового контроля
2. Органы финансового контроля.
3.Формы, методы и организация финансового контроля.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Ревизии могут быть: плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом работ  контролирующего органа.

Внеплановые, как правило, назначаются в связи  с одним из следующих необходимых  условий:

  1. В случае неудовлетворительной продолжительной работы субъекта хозяйствования в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к их решению.
  2. По   указанию   правоохранительных   органов,   в   связи   с   имеющейся у   них   информации   о   грубых нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или злоупотреблениях должностными лицами.
  3. В   порядке   контроля   за   выполнением   на  ранее  обревизованном   объекте   решений   по  устранению недостатков, которые привели к нарушениям финансовой дисциплины.

Органы государственно-финансового  контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов. Документальные ревизии проводятся, как правило, один раз в год на всех предприятиях, за исключением бюджетных, на которых ревизии проводятся 2 раза п год (1 раз в 2 года).

В целях исключения дублирования ревизий контрольные органы координируют свои планы. В планах ревизионных работ указываются:

-Объекты ревизии

- Виды, темы ревизии

  • Сроки начала и окончания ревизии
  • Место проведения ревизии
  • Исполнители ревизии (ревизор).

Для реализации профессиональных функций ревизоры наделяется определёнными объемами прав:

  1. Право требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов;
  2. Применить все методы документального контроля;
  3. Получать от работников подконтрольного объекта устное письменное пояснение, запрашивать данные в банках; 
  4. Изымать необходимые документы;
  5. Опечатывать склады, кассы;
  6. Проводить инвентаризацию;
  7. Ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц;
  8. Передавать материалы следственным органам;
  9. Требовать возмещения причиненного ущерба.

 

Тема  № 6: Экономическая сущность и правовая природа бюджета.

  1. Понятие и социально-экономическая сущность.
  2. Предмет и понятие бюджетного права.
  3. Система и источники бюджетного права.

1. Понятие и социально-экономическая сущность.

Бюджет является правовой категорией, он играет определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Он определяет отношения между государством и всеми другими участниками бюджетного процесса. В этом процессе, существуют противоречия, их разрешением занимается финансово-правовой институт — бюджетное право.

Бюджет рассматривается как основной финансовый план для каждого органа территориального управления, это центральное звено финансовой системы, важнейший институт финансового регулирования экономики. Это значит обязательный для исполнения всеми участниками отношений, это экономическая категория, присущая любому государству.

Бюджет – это экономическая категория и основной признак современного государства. С начала существования государства бюджет охватывает круг отношений между государствами и его подданными по поводу централизации в руках государства определённых денежных средств, для обеспечения функционирования институтов государственной власти. Независимо от политической обстановки и экономики любое гражданское общество для обеспечения своего воспроизводства в обязательном порядке при организации своих экономических отношений должно будет устанавливать принципы распределения создаваемого чистого дохода. Реализовать своё право распределения и перераспределения государство может посредством бюджета и присущей бюджету распределительной функции.

Бюджет   -   экономическая    категория,    а   внутреннее   содержание    каждой   экономической    категории раскрывается через функции. Функции бюджета:

  1. Распределительная
  2. Контрольная

Распределительная: особенность распределительной функции в том, что распределяется в основном чистый доход,  а во-вторых эта функция охватывает процесс межотраслевого  и межтерриториального распределения финансовых ресурсов.

Контрольная   функция   пронизывает  всю  систему  отношений  государства  с  субъектами  хозяйствования   и населением по поводу законодательно сформулированных их обязательств перед бюджетом. Конкретное выражение эта функция находит в бюджетном контроле, который осуществляют уполномоченные органы.

Бюджетный контроль направлен  на обеспечение исполнения бюджета  и явл. Одной из составных частей фин. политики государства. Он должен способствовать выполнению предпринятых обязательств перед бюджетом, а так же целевому и рациональному расходованию ресурсов.

Бюджет - система  экономических  отношений  по  поводу  формирования,   распределения   и  использования централизованных денежных средств государства.

Также это экономическая  категория, основной финансовый план государства, самый значительный по свом размерам   централизованный фонд   государства,   закон   обязательный   для   исполнения   всеми   участниками финансовых отношений.

  1. Предмет и понятие бюджетного права.

 

Деятельность  государства невозможна без урегулирования прав обязанностей и ответственности её субъектов. Правовые нормы, регулирующая эти отношения в своей совокупности отражают особый финансово-правовой институт - бюджетное право, а также отношения, возникшие в процессе бюджетной деятельности государства, регулируются не только нормами бюджетного права, но и нормами других отраслей права: Финансового права, Административного права, Налогового права, Уголовного права.

 Предмет бюджетного  права регулирует отношения между  субъектами бюджетного права  по поводу образования и использования денежных средств. Субъекты: Государство, Административно-территориальные единицы, Различные гос. органы.

К предмету бюджетного права  относятся:

  1. Определение бюджетного устройства Республики Беларусь;
  2. Определение состава доходов и направлений расходов бюджета; 
  3. Определение принципов распределения, разграничения доходов и расходов бюджетной системы;     

4. Определение  полномочий  Республики  Беларусь  и  административно-территориальных единиц в области бюджета

5. Определение    принципов    финансирования    бюджетного    дефицита    и    обслуживания    внутреннего государственного долга;

6. Регулирование   бюджетного   процесса   по   всем   стадиям,   а  также   правила   и   порядок  составление, рассмотрение проекта и утверждение отчёта по исполнению бюджета.

Бюджетное право Республики Беларусь - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения, использования средств основного денежного централизованного фонда государства. Бюджетные отношения по функциональному виду может быть классифицировать как:

  1. Отношения, касающиеся бюджетного устройства системы;
  2. Отношения, связанные с определением структуры, перечня доходов, расходов, распределения между звеньями государства, система государственного бюджета;
  3. Отношения по поводу разграничения полномочий (прав и обязанностей) между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;
  4. Отношения по участию в бюджетном процессе;
  5. Отношения относительно организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса;
  6. Отношения по, поводу дефицита бюджета, источников его финансирования, а также по поводу обслуживания внешнего и внутреннего гос. долга.

По субъективному  составу отношения складывается между:

  1. Представительной и исполнительной властью;
  2. Внутри представительной власти (отношения между Национальным собранием и областями, городами, районными советами депутатов);
  3. Внутри исполнительной власти (внутри правительства, между исполкомами);
  4. Между представителями органами власти по горизонтали;
  5. Между исполнительными органами власти по горизонтали;
  6. Между государством в лице уполномоченных органов и субъектами хозяйствования;
  7. Между государством и населением по поводу уплаты налогов и получению ссуд;  
  8. Между Республикой Беларусь и иностранными государствами в связи с привлечением иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита;
  9. Между Республикой Беларусь международными финансовыми организациями по поводу привлечения займов и кредитов  с целью финансирования не 
  10. Между Республикой Беларусь и государствами СНГ по поводу финансирования интеграционного процесса;
  11. Между Республикой Беларусь и другими государствами и международными организациями по поводу согласования бюджетной политики в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями;
  12. Между правительством и министерством финансов по поводу организации бюджетного процесса;
  13. Между министерством финансов и национальным банком по поводу кассового исполнения бюджета;
  14. Между министерством  финансов и  местными финансовыми органами, между министерством по налогам  и сборам  и  его территориальными органами по поводу формирования доходной части бюджета.

Приведенная   группы   финансовых   отношений,   урегулированная   нормами   бюджетного   права,   называется бюджетными правоотношениями. 

По характеру регулированных отношений нормы бюджетного права подразделяются:

  • Материальные устанавливают бюджетные устройства и систему, структуру доходов и направление расходов всех бюджетов, полномочия субъектов правоотношений.   
  • Процессуальные регламентируют бюджетный процесс, т.е. порядок составления бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения. Подразделяются на нормы, регламентирующие:
  • Порядок составления бюджета;
  • Порядок его рассмотрения;
  • Порядок его утверждения;

• Порядок его исполнения.

 

3. Система и источники бюджетного права

В бюджетном  праве можно выделить общую и  особенную части. К общей части относятся нормы бюджетного права, закрепляющие:

  • экономическо-правовую природу бюджета;
  • предмет и понятие бюджетного права;
  • место бюджетного права в системе финансового права, его связь с другими отраслями права;
  • систему бюджетного права;
  • источники бюджетного права;
  • бюджетное устройство Республики Беларусь;
  • состав доходов и расходов бюджета;
  • принципы и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
  • бюджетное права республики и органов местного самоуправления;
  • бюджетный процесс;
  • вопросы бюджетного контроля;
  • разграничение   полномочий   между   представительной   и   исполнительной   властью   по  участию   в бюджетном процессе.

Особенная часть состоит из нескольких разделов:

  1. Правовое регулирование бюджетных доходов;  
  2. Правовое регулирование бюджетных расходов;
  3. Правовое регулирование дефицита бюджета;
  4. Правовой режим целевых фондов;
  5. Порядок сметно-бюджетного финансирования.

 Таким образом,  систему бюджетного права Республики  Беларусь можно определить как  структуру с присущими ей    внутреннем    состоянием,    объединением,    расположением    бюджетно-правовых    норм    в    логической последовательности.

Логичность в вопросах системы бюджетного права есть обязательное условие бюджетного законодательства, которое обязано соответствовать предъявленным ему требованиям. В работе над бюджетным законодательством необходимое четкое определение материальных и процессуальных норм, закрепление бюджетных прав и обязанностей, а также норм статуса субъектов бюджетных правонарушений.

Источники бюджетного права  – это правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.

Информация о работе Финансовый контроль