Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

          В мировой практике сложились  две основные модели финансового  контроля: англосаксонская и французская.  Если в англосаксонской модели  контролирующие финансовые органы  лишь осуществляют различные  виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба.

          Для каждого вида контроля  и контролирующего органа предусмотрен  соответствующий регламент, определяющий  порядок, последовательность выполнения  контрольных операций и форму  отчетности.

          Существуют и используются различные  формы контроля, которые принято  классифицировать по определенным  признакам, приведенным в табл. 1

 

Таблица 1.

Классификация форм финансового  контроля

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Время проведения

Предварительный, текущий  и последующий

Субъекты контроля

Государственный (в том  числе президентский, органов законодательной  и представительной власти), органов  МСУ, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Объекты контроля

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, таможенный, инвестиционный, валютный


 

          Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

          Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

          Предварительный контроль осуществляется  на стадии рассмотрения и принятия  бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов МСУ), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет  доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Данная форма контроля  позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональнее использование финансовых ресурсов.

          Текущий контроль осуществляется  в ходе исполнения бюджетов  всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

          Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки, тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

          Контроль финансов кредитных  органов состоит в проверке  правильности и достоверности  данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

          Внутрихозяйственный контроль проводится  финансовыми и экономическими  подразделениями предприятий и  организаций. Цели и задачи  формулируются органами управления  хозяйствующих субъектов.

          Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами [12]. 

Глава 2. Методы и эффективность финансового контроля

 

2.1. Методы финансового контроля

 

          Различают следующие методы осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения, ревизии.

          Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

          Обследование предполагает изучение  отдельных аспектов функционирования  предприятий, организаций с целью  определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

           Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности.

          Наблюдение – это постоянный  контроль за исполнением финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности предприятия.

          Анализ финансового состояния  предполагает оценку результатов  финансовой деятельности хозяйствующего  субъекта, эффективности использования  его капитала.

          Ревизия выступает в виде наиболее распространенного  и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

          Полная ревизия предусматривает  проверку всех аспектов финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов. Частичная проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам  финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон   финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности [10].

          Основные методы государственного финансового контроля – комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые  ставит перед контролерами их ведомства. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций.

    1. Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
    2. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), денежных средств и расчетов;
    3. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; выявление не качественных документов), арифметический подсчет итогов;
    4. проверка правильности и полноты отражения в документах финансово-хозяйственных операций.
    5. Проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов);
    6. Проверка правильности формирования отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности.
    7. Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы [11].         

         

 

 

2.2. Эффективность финансового контроля

 

           Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.   Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.   На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.   В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.   Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.   Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый [8].   Сформированы новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора.    Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.   Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.   Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались. Государственная налоговая служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».   Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

           К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии государственного финансового контроля; определение его основных направлений и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобщение и распространение опыта государственного финансового контроля.   Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ. Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Органы государственного финансового контроля

 

    1. Характеристика современной системы органов государственного финансового контроля

 

          Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  • угроз финансовой безопасности государства.

          В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

Информация о работе Финансовый контроль