Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа
Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.
Введение 3
1 Финансовый контроль: сущность виды, методы 5
1.1 Содержание и задачи финансового контроля 5
1.2 Виды и методы финансового контроля 10
2 Финансовый контроль в РФ 24
2.1 Организация финансового контроля в РФ 24
2.2 Пути совершенствования финансового контроля в РФ 35
Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.
1.2 Виды и методы финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. На рисунке 1 представлена классификация финансового контроля в зависимости от выбранного критерия4.
Рис.1 – Классификация
финансового контроля
По времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля — выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.
Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Он предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.
По субъекту финансового контроля выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль занимает особое место в системе финансового контроля. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться, по моему мнению, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).
Кроме того, государство
должно следить и за финансовой,
кредитной и эмиссионной
С учетом изложенного возникает вопрос о высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура, функции, права и ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика (президентская или парламентская).
Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.
Объектом финансового
контроля в этой связи является комплекс
хозяйственных процессов и денежных отношений
сферы материального производства и непроизводственной
сферы. В финансовом контроле в таком его
понимании на первый план выдвигаются
два аспекта его осуществления: во-первых,
обеспечение сохранности денежных средств
и материальных ценностей, достоверности
учетных и отчетных данных, соблюдение
государственной финансовой дисциплины;
во-вторых, объективная оценка деятельности
предприятий,
выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования.
В настоящее время Россия вступила на порог третьего тысячелетия. Все россияне питают надежду, что вступление России в XXI век будет сопровождаться развитием экономических отношений на ее территории, т.е. развитием производства, увеличением количества инвестиций, снижением темпов инфляции, что в конечном итоге приведет к оздоровлению экономики и государственных финансов, а это, в конечном счете, подразумевает выход из экономического и политического кризисов. И наконец-то по уровню жизни Россия сравняется с ведущими странами мира. Но достижение такого уровня развития, а также финансовой стабилизации немыслимо без хорошо и надежно функционирующего института государственного финансового контроля, который является составной частью государственного контроля.
Целью государственного финансового
контроля является обеспечение законности
и эффективности использования
государственных бюджетных и
внебюджетных финансовых средств и
государственной собственности5
В соответствии с этим основными его задачами являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
выявление финансовых злоупотреблений
в сфере бюджетных и
проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.
Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объектом финансового
контроля являются денежные отношения,
возникающие между
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана6.
Выявление отклонений включает
в себя широкий спектр деятельности.
Это - установление отклонений в исполнении
законов в части использования
средств государственного бюджета;
отклонения в формировании доходной
части и использовании расходной части
бюджета; отклонения в сфере финансовой
деятельности министерств, ведомств, предприятий
и организаций.
Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.
Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.
При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.
Особое место в системе
мер профилактики занимают правовые
акты контрольных органов. Сам факт
вынесения обоснованного и
Первостепенное значение
в деятельности контрольных органов
имеет конкретная профилактическая
работа: обобщение результатов
Стало быть, профилактика является
наиболее перспективным видом
Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.
По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными - о привлечении к уголовной ответственности.
Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.