Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:42, контрольная работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля 4
1.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 4
1.2 Предмет и метод, формы и принципы государственного финансового контроля 7
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 13
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 13
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 16
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы.
Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
Финансовая безопасность
государства является основным условием
его способности осуществлять самостоятельную
финансово-экономическую
Сущность финансовой безопасности Российской Федерации, в общем и целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.
Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов:
- обеспечивать устойчивость
финансово-экономического
- обеспечивать устойчивость
платежно-расчетной системы и
основных финансово-экономическ
- обеспечивать защиту
отечественных
- нейтрализовывать воздействие
мировых финансовых кризисов
на национальную экономическую
и социально-политическую
- предотвращать
- предотвращать конфликты между
властями разных уровней по
поводу распределения и
- наиболее оптимально для
- предотвращать преступления и
административные
Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном:
- неэффективной системой ГФК (в частности - коммерческих организаций);
- низким уровнем организации
систем финансовой
- низкой способностью
- низкой способностью
- нестабильностью и низкой
- структурным кризисом и
- элементарными просчетами
- ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями в управлении финансовой системой государства;
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:
- стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
- относительное ослабление
- расширение мировой финансовой
системы за счет вхождения
в мировую экономику
- постоянное увеличение
- тенденция к концентрации
- рост интенсивности
финансовых трансакций, высокая
степень мобильности и
- многообразие финансовых
инструментов и высокая
- беспрецедентное
- усиление конкуренции между Россией и иными государствами в экономической и иных сферах;
- размерная зависимость
национальных экономик (в частности,
бюджетного сектора) от
- глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Особую же роль в решении проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должна играть действенная система ГФК хозяйствующих субъектов.
Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических субъектов. ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:
- разработку механизмов и мер
идентификации угроз и их
- установление основных
- разработку методологии
- определение объектов и
- разработку системы
количественных и качественных
показателей, или индикаторов,
финансовой безопасности как
для отдельных стратегически
важных для страны предприятий,
- определение параметров
показателей финансовой
- формирование механизмов
и мер финансово-экономической
политики и институциональных
преобразований, нейтрализующих или
смягчающих воздействие
- организацию адекватной
системы органов контроля за
финансовой безопасностью стран
Направления же совершенствования
ГФК экономических субъектов
в аспекте обеспечения
Из наиболее важных направлений совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:
- совершенствование контроля
за монопольной скупкой акций
стратегически значимых для
- совершенствование
- разработку механизмов
превентивного контроля
- совершенствование контроля
финансово-хозяйственной
- разработку систем государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др.
Одним из важных средств
обеспечение финансовой безопасности
страны следует считать контроль
привлечения и использования
средств займов международных финансово-
Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.