Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля 4
1.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 4
1.2 Предмет и метод, формы и принципы государственного финансового контроля 7
2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России 13
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ 13
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 16
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Финансы курсач.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно  выделить следующие принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации  и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

 2.  Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

2.1 Существо проблемы финансовой  безопасности РФ

 

Финансовая безопасность государства является основным условием его способности осуществлять самостоятельную  финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными  интересами.

Сущность финансовой безопасности Российской Федерации, в общем и целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.

Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов:

- обеспечивать устойчивость  финансово-экономического развития  страны;

- обеспечивать устойчивость  платежно-расчетной системы и  основных финансово-экономических параметров;

- обеспечивать защиту  отечественных товаропроизводителей  от дискриминационной политики  иностранных государств, а также  в соответствующих случаях оказывать  консультативную, техническую и  иную возможную помощь российским  организациям в рамках пресечения недобросовестной политики зарубежных конкурентов и контрагентов по договорам;

- нейтрализовывать воздействие  мировых финансовых кризисов  на национальную экономическую  и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную  утечку капиталов за границу, “бегство капитала” из реального сектора экономики;

- предотвращать конфликты между  властями разных уровней по  поводу распределения и использования  ресурсов национальной бюджетной  системы;

- наиболее оптимально для экономики  страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;

- предотвращать преступления и  административные правонарушения  в финансовых правоотношениях.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и  внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном:

- неэффективной системой ГФК  (в частности - коммерческих организаций);

- низким уровнем организации  систем финансовой безопасности  в коммерческих организациях;

- низкой способностью финансовой  системы обеспечить воспроизводство  (взаимные неплатежи, нарушения гарантированного бюджетного финансирования и т.д.);

- низкой способностью финансовой  системы обслуживать государственный  долг, неадекватной финансово-экономической  политикой;

- нестабильностью и низкой эффективностью  многих финансовых институтов, отсутствием целостности правового обеспечения (в том числе государственного регулирования финансовых рынков);

- структурным кризисом и криминализацией  фондового рынка;

- элементарными просчетами органов  власти и управления;

- ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями в управлении финансовой системой государства;

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз  финансовой безопасности России следует  выделить следующие:

- стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

- относительное ослабление регулирования  мировых финансовых рынков (при  увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними);

- расширение мировой финансовой  системы за счет вхождения  в мировую экономику развивающихся  стран (возрастает глобальная  неустойчивость);

- постоянное увеличение огромной  массы капиталов (включая потоков капиталов между странами;

- тенденция к концентрации капиталов,  растущая автономизация глобальных  коммерческих и финансовых конгломератов,  или субгосударственных экономических  субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих  значительной финансовой властью, рост их влияния на народнохозяйственные комплексы отдельных стран (в первую очередь, на Россию);

- рост интенсивности  финансовых трансакций, высокая  степень мобильности и взаимосвязи  финансовых рынков на базе  новейших информационных технологий;

- многообразие финансовых  инструментов и высокая степень  их динамизма;

- беспрецедентное взаимопроникновение  внутренней и внешней политики  государств (включая Россию), которые  все больше и больше зависят  от мировых финансов;

- усиление конкуренции  между Россией и иными государствами в экономической и иных сферах;

- размерная зависимость  национальных экономик (в частности,  бюджетного сектора) от иностранного  краткосрочного спекулятивного  капитала, делающая их финансовые  системы чрезвычайно уязвимыми;

- глобальное нарастание неустойчивости (изменчивости и непредсказуемости) мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Особую же роль в решении проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должна играть действенная система ГФК хозяйствующих субъектов.

2.2 Государственный финансовый  контроль как средство решения  проблемы финансовой безопасности  России

 

Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических субъектов. ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:

- разработку механизмов и мер  идентификации угроз и их носителей;

- установление основных субъектов,  или носителей, угроз (субъектов  хозяйствования), механизмов их функционирования, критериев их воздействия на  национальные экономическую и социально-политическую системы;

- разработку методологии прогнозирования,  выявления и предотвращения возникновения  факторов, обуславливающих угрозы  финансовой безопасности, а также  методологии проведения исследований  по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

- определение объектов и предметов  контроля за обеспечением финансовой  безопасности страны;

- разработку системы  количественных и качественных  показателей, или индикаторов,  финансовой безопасности как  для отдельных стратегически  важных для страны предприятий,  так и для отраслей экономики  (звеньев финансовой системы), а  также для страны в целом  (интегральные показатели);

- определение параметров  показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения,  классификации и оценки, а также  процедур мониторинга с соответствующим  методическим, организационным, информационным  и техническим обеспечением;

- формирование механизмов  и мер финансово-экономической  политики и институциональных  преобразований, нейтрализующих или  смягчающих воздействие негативных  факторов;

- организацию адекватной  системы органов контроля за  финансовой безопасностью страны.

Направления же совершенствования  ГФК экономических субъектов  в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).

Из наиболее важных направлений  совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:

- совершенствование контроля  за монопольной скупкой акций  стратегически значимых для России  предприятий зарубежными организациями (особенно на вторичном рынке);

- совершенствование законодательства  о соглашениях о разделе продукции  (с точки зрения четкости механизмов  контроля иностранных партнеров);

- разработку механизмов  превентивного контроля иностранных  организаций;

- совершенствование контроля  финансово-хозяйственной деятельности  иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов  на фондовом рынке России и  т.д.);

- разработку систем  государственного контроля за  привлечением и использованием  средств иностранных заимствований и др.

Одним из важных средств  обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования  средств займов международных финансово-экономических  организаций (МВФ, МБРР и др.).

Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Информация о работе Финансовый контроль