Финансовый механизм финансирования социальных гарантий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:37, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения финансового механизма социальных гарантий в России. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи: определить сущность финансового механизма; определить понятие социальных гарантий; проанализировать финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России на примере бюджетного финансирования, а также выявить проблемы социальных гарантий и вариантов их решения.
Важно отметить, что органы
местного самоуправления играют сегодня
значительную роль почти во всех вопросах
социальной защиты. Они несут основную
ответственность за предоставление льгот,
предусмотренных федеральным законодательством,
жилищных субсидий и местных пособий.
Исключение составляют несколько видов
помощи, напрямую предоставляемых федеральными
органами, детские пособия, и ряд региональных
пособий.
Вопросы предоставления пособий
и социального обслуживания слабо регулируются
федеральным законодательством. Тем не
менее в каждом городе есть развитая сеть
приема населения и центров социального
обслуживания. У всех них сходная структура
управленческих органов, включая управление
социальной защиты, которое организует
предоставление пособий и услуг населению.
Крайне важна роль местного
самоуправления в определении того, действительно
ли получают помощь все граждане, имеющие
на это право. Бюджетный кризис и отсутствие
адекватной компенсации расходов по обеспечению
льгот, предусмотренных федеральным законодательством,
из бюджетов вышестоящих уровней приводят
к тому, что органы местного самоуправления
предоставляют такую помощь выборочно.
Особенно ощутимо влияние местных
администраций на точность определения
получателей помощи и эффективность предоставления
помощи в тех социальных программах, которые
требуют проверки нуждаемости. Решения,
принимаемые по вопросам сбора и проверки
документов об источниках дохода, уровень
квалификации работников социальной защиты,
обеспеченность финансовыми ресурсами
оказывают определяющее влияние на правильность
выбора адресата помощи. Качество администрирования
различалось не только в разных городах,
но и в разных подразделениях одного города.
Например, центры жилищных субсидий обычно
отличаются более высоким уровнем заработной
платы и более высоким качеством работы,
чем органы социальной защиты населения.
Также для эффективного функционирования
системы социального обеспечения важна
роль системы управления социальной службой.
Сегодня управление социальной службой
осуществляется органами социальной защиты
населения совместно с органами здравоохранения,
народного образования, культуры, физической
культуры и спорта, правоохранительными
органами, государственными службами
по делам молодежи и занятости и иными
органами управления, а также с общественными,
религиозными, благотворительными организациями
и фондами. В перспективе большую помощь
по координации деятельности по социальному
обслуживанию населения может осуществлять
местная администрация, состоящая из депутатов,
представителей заинтересованных организаций,
финансовых и спонсорских кругов, самих
жителей.
2.2 Эффективность
борьбы с бедностью и безработицей
в России
Экономические и политические
реформы РФ затронули все слои общества
и привнесли кардинальные изменения в
систему формирования доходов и потребления
российских семей. Начало экономических
реформ было связано с масштабным ростом
цен, обесцениванием и потерей сбережений,
возникновением безработицы в открытой
и скрытой формах. Широкое распространение
получили задолженности по выплате заработной
платы, пенсий, пособий по безработице
и детских пособий. Огромная потенциальная
безработица, которая могла бы охватить
треть населения в трудоспособном возрасте,
была замещена сравнительно умеренной
официальной безработицей в сочетании
с падением реального уровня заработной
платы. Поэтому падение реальных доходов
населения и рост их дифференциации - две
основные тенденции в изменении уровня
жизни в России за последние десять лет.
Эти тенденции развиваются на фоне сокращения
благ и услуг, в прошлом предоставлявшихся
бесплатно или почти бесплатно. Это относится
к здравоохранению, образованию, жилищно-коммунальному
хозяйству и общественному транспорту.
Альтернативные источники информации
о бедности - Всероссийский мониторинг
экономического положения и здоровья
семей (RLMS) и обследования Института социально-экономических
проблем народонаселения Российской Академии
наук. Они показывают, что, хотя существенное
падение доходов населения в ходе реформ
в России признано всеми политиками и
учеными, количественные оценки бедности
значительно различаются.
Различия в масштабах распространения
бедности в городе и на селе очень значительны.
В целом жители городов в меньшей степени
подвержены бедности. При этом в городе
выше вероятность мобильности, т.е. перехода
из состояния бедности в состояние небедности,
и ниже вероятность длительной, застойной
бедности. Уровень дифференциации в городе
выше, чем на селе. В то же время уровень
жизни дифференцирован и внутри городских
поселений, в зависимости от типа городов.
Лучше всего обстоят дела в крупнейших
городах. В малых городах уровень дифференциации
ниже, однако бедность имеет не только
значительные масштабы распространения,
но и характеризуется самыми низкими параметрами
текущего потребления наиболее насущных
материальных благ, прежде всего продуктов
питания. В отличие от крупных региональных
центров жители малых городов имеют крайне
ограниченные возможности найти не только
приработок, но и основное рабочее место,
обеспеченное реальной, выплачиваемой
зарплатой.
2.3 Перспективы
развития социальной защиты населения
Стратегия реформирования социального
сектора, предложенная нынешним российским
правительством, включает предложения
по развитию отдельных отраслей комплекса
социальной сферы. Общие ориентиры здесь:
обеспечение всеобщей доступности и общественно
приемлемого качества базовых социальных
услуг, это, прежде всего, медицинское
обслуживание и среднее образование; обеспечение
максимально эффективной защиты социально
уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного
населения экономических условий, позволяющих
гражданам за счет собственных доходов
обеспечивать более высокий уровень социального
потребления.
В основу реформы социальной
защиты положены следующие принципы:
1) перераспределение социальных
расходов в пользу бедных домохозяйств;
2) перераспределение полномочий
по реализации федерального социального
законодательства на региональный
и муниципальный уровень;
3) диверсификация обслуживания.
Приоритеты в этой сфере - расширение
возможностей граждан, пользующихся
бесплатными или субсидируемыми
услугами, по выбору производителей
услуг, а также диверсификация
форм предоставления услуг на
основе активного вовлечения
негосударственного сектора.
Таким образом, основные задачи
в области социальной поддержки населения
включают помощь домохозяйствам, фактические
доходы или потребление которых ниже прожиточного
минимума. А также сокращение бюджетных
субсидий производителям товаров и услуг;
сокращение социально неоправданных льгот;
перевод натуральных льгот и выплат, установленных
для отдельных категорий государственных
служащих, военнослужащих и работников
правоохранительных органов, в форму оплаты
труда и денежного довольствия. Расширение
полномочий органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления
в определении приоритетов оказания социальной
помощи.
Потребности регионов в финансировании
социальной помощи будут учитываться
в формуле межбюджетного выравнивания.
Сокращаются только «социально неоправданные
льготы», часть помощи будет по-прежнему
предоставляться без учета нуждаемости.
Тем не менее, это определенный шаг в области
практической реализации стратегии и
повышения эффективности финансовых методов
социальной защиты населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное достижение современной
рыночной экономики - это экономическая
свобода граждан. В тоже время экономически
свободный гражданин должен иметь стабильный
источник доходов и обладать достаточным
количеством денежных средств в запасах
(которые можно считать определенным страховым
резервом) для того, чтобы не испытывать
влияния стрессовых ситуаций со стороны
внешней среды обитания, что и обуславливает
рассмотрение финансового механизма обеспечения
социальных гарантий.
Финансовый механизм является
инструментом осуществления не только
финансовой политики государства, регионов
и муниципальных образований. Используя
различные элементы финансового механизма,
органы власти стремятся обеспечить реализацию
целей финансовой, социально, экономической
политики, решение ее стратегических и
тактических задач. При этом корректировка
элементов финансового механизма происходит
путем изменения соответствующих норм
финансового права, в которых установлены
четкие правила функционирования каждого
структурного элемента финансового механизма.
Таким образом, перестройка финансового
механизма в соответствии с ходом экономического
и социального развития государства обязательно
регламентируется соответствующими нормативно-правовыми
документами.
Необходимость социальных гарантий
вытекает из наличия общественной потребности
иметь в государстве систему законов,
компенсирующих социальное несовершенство
организации производства материальных
благ и их распределения. Следовательно,
сущность социальных гарантий состоит
в разработке комплекса государственных
обязательств по обеспечению экономических,
политических, социальных и иных прав,
свобод и интересов граждан, базирующихся
на максимальном приближении к приемлемому
уровню жизни.
Социальные гарантии - система
обязательств общества перед своими членами
по удовлетворению важнейших потребностей.
Государство, давая гарантии, объявляет,
что общество берет на себя обязательство
по созданию условий каждому члену общества
для реализации его экономической активности
и получения дохода.
Источниками финансирования
социальных гарантий выступают: а) Государственный
бюджет; б) средства местных бюджетов;
в) страховые фонды; г) Фонд социального
страхования из-за временной потери трудоспособности;
д) Фонд всеобщего обязательного страхования
на случай безработицы; е) Фонд страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний; ж) Фонд
медицинского страхования (за счет страховых
взносов предприятий и граждан, а также
благотворительных взносов граждан и
предприятий, кредитов банков и других
источников, не запрещенных законодательством);
з)Государственные и негосударственные
Пенсионные фонды.
В настоящее время нет стройной
системы государственных минимальных
социальных стандартов. Одной из задач
по улучшению состояния социальной сферы
является разработка Единого перечня
государственных минимальных социальных
стандартов и финансовых нормативов.
Внимание Правительства Российской
Федерации в области социальной поддержки
населения будет сконцентрировано на
повышении защиты социально уязвимых
домохозяйств, которые не имеют возможности
для самостоятельного решения социальных
проблем и нуждаются в государственной
поддержке; создании необходимых условий
для обеспечения всеобщей доступности
и общественно приемлемого качества базовых
социальных благ.
Наиболее остро в России стоит
проблема социальной помощи людям, оказавшимся
в сложных жизненных условиях. Неблагополучная
стартовая ситуация диктует тщательное
обоснование стратегии развития, реалистической
оценки вариантности. По заданию властных
структур России были разработаны три
сценария развития, с учетом которых принимались
экономические решения при формировании
экономической и бюджетной политики на
ближайший период.