Финансовый механизм и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности финансового механизма, структурных элементов и его эффективности.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:

Содержание работы

Введение
1. Финансовый механизм и его основные элементы.
1.1. Понятие и сущность финансового механизма
1.2.Структурные элементы финансового механизма
1.3. Эффективность финансового механизма
2. Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
3. Финансовая политика России в современных условиях
3.1 Реализация финансовой политики
3.2 Проблемы прогнозирования

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Финансы.docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

Информационное  обеспечение

Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Формирование системы информативных показателей для конкретного предприятия связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной  деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

Первая группа — это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Эти показатели предназначены для прогнозирования возможных изменений во внешней среде функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

К данной группе относятся следующие  показатели:

  • темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
  • объем бюджетного дефицита;
  • объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
  • денежные доходы населения;
  • вклады населения в банках;
  • индекс инфляции;
  • учетная ставка ЦБ.

Ко второй группе относятся основные информативные  показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия, такие, как:

  • общая сумма используемого капитала, в том числе собственного капитала фирмы;
  • общая сумма активов фирмы, в том числе оборотных;
  • сумма балансовой прибыли по основной деятельности фирмы;
  • объем произведенной (реализованной) продукции;
  • ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
  • индекс цен на продукцию отрасли и другое.

Данные  показатели необходимы для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности предприятия. Источником их формирования служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес - справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.

Третья группа — это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиции, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.

К данной группе относятся следующие  показатели:

  • вилы основных, котируемых фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
  • котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;
  • объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
  • сводный индекс динамики пен на фондовом рынке;
  • кредитная ставка отдельных банков;
  • депозитная ставка отдельных банков;
  • официальные курсы отдельных валют;
  • курсы покупки-продажи отдельных валют, установленные банками.

Формирование  системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.

Последняя, четвертая группа — это показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет основу информационного обеспечения финансовой деятельности предприятия и включает в себя;

  • показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в целом;
  • показателей, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности отдельных структурных подразделений предприятия;
  • нормативно-плановые показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятия.

На  основе этой системы показателей  производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Информационное  обеспечение для управляющей  подсистемы финансового механизма имеет большое значение, так как при принятии управленческих решений в области финансов от качества используемой информации в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, правильность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Нормативное обеспечение

Нормативное обеспечение функционирования  финансового механизма образуют:

  • инструкции;
  • нормативы;
  • нормы;
  • тарифные ставки;
  • методические указания и разъяснения.

Все элементы финансового механизма  являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования.

 

1.3. Эффективность финансового  механизма

Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:3

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений. Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и  функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

Эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России

 

В настоящее время Россия переживает мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.

К настоящему времени правительство  РФ сформировало и реализует широкий  набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений  воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов  были заявлены: 

—поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;

—социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

—поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального  сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

—поддержка системообразующих  и градообразующих предприятий.4

После завершения цикла принятия «пожарных  мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная  потребность в системной оценке антикризисной политики государства  по отношению к реальному сектору  экономики. При проведении оценки антикризисных  мер основное внимание уделялось  не обсуждению целесообразности той  или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.

В то же время проведение антикризисной  политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и  среднего предпринимательства (МСП), совершенствования  налогового регулирования.

В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной  политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные  меры направлены на решение следующих  задач:

—расширение доступа предприятий  к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами  развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и  госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения  капитала на основе выпуска акций  и облигаций и их выкупа уполномоченными  организациями);

—снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий;

—смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка  труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);

—стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);

—поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

Нужно отметить, что ряд мер сложно отнести только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные  меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться  в контексте стимулирования внутреннего  спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.

В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных  мер в отношении реального  сектора экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб. 

На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора  к финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.), 

На втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500-700 млрд. руб.), 

Информация о работе Финансовый механизм и его элементы