Финансовый механизм и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности финансового механизма, структурных элементов и его эффективности.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:

Содержание работы

Введение
1. Финансовый механизм и его основные элементы.
1.1. Понятие и сущность финансового механизма
1.2.Структурные элементы финансового механизма
1.3. Эффективность финансового механизма
2. Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
3. Финансовая политика России в современных условиях
3.1 Реализация финансовой политики
3.2 Проблемы прогнозирования

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Финансы.docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

На третьем - меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего  спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем  месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.). Таким образом, можно сделать выводы, что реализация антикризисных мер сводится к стимулированию деловой активности предпринимательства Российской Федерации.

На рисунке 1 показаны приоритетные направления мер антикризисной финансовой политики.

Рисунок 1 «Приоритетные направления  мер антикризисной политики 
В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды. 

Крайне мало мер, связанных со стимулированием  инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности  деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных  еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях  усиливается их роль как агентов  правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания). 

3. Финансовая политика России в современных условиях

 

3.1. Реализация финансовой политики

Вся система  управления финансами базируется на финансовой политике государства. В  разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке фин. политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации фин. политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если государственная Дума не принимает закон или принимает его с коррективами, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществить фин. политику в предполагаемом направлении.

Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного  ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определённости ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая  политика включает в себя:

    • Бюджетную политику
    • Налоговую политику
    • Денежную политику
    • Кредитную политику
    • Ценовую политику
    • Таможенную политику.

В свою очередь  фин. политика государства является лишь средством осуществления его  экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную  роль. Не надо забывать и другие направления  государственной политики – национальное, геопологическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Фин. политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

Фин. политика как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных  органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в фин. политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке фин. политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

В настоящее  время государство может диктовать  цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы  осуществляется исключительно на уровне Банка России.

 

3.2. Проблемы прогнозирования

Последние пять лет в истории Российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось  полностью восстановить после кризиса 1998 года капитал банковской системы. Банки стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее.

Государственной финансовой политике не достаёт прагматичности. Она концентрируется на общих оздоровительных мерах, часто косметического характера, направленных в основном на нормализацию нормативной базы и отчасти структуры управления финансово-посредническим сектором. Подобный «валовый» подход нейтрален к конкретным проблемам финансовой трансформации в России. Его реализация консервирует структурные сегодняшние особенности российской финансовой системы, не позволяя целенаправленно формировать финансовую структуру. Российская финансовая система нуждается в структурных изменениях, а для этого «валовая» финансовая политика должна быть дополнена элементами «селективности».

Более конкретному  обозначению необходимых элементов  селективной финансовой политики могут  помочь краткий экскурс в типологию  финансовых структур и не менее краткий  анализ особенностей финансовой трансформации  в России.

Таким образом, главная цель финансовой системы  России на ближайшую перспективу  – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовой сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансовый механизм и его элементы». Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что  финансовая система государства - это  один из тех секторов экономики, где  наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего  бюджетная система оказывают  существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную  часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного  хозяйства и благосостояние населения.

В ходе выполнения курсовой работы рассматривались  следующие вопросы: понятие и  сущность финансового механизма, его структурные элементы и эффективность, основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России, реализация финансовой политики и проблемы прогнозирования.

 На основании изученной литературы  можно сделать вывод, что финансы  представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием,  распределением и использованием  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширеного воспроизводства.

Совокупность финансовых отношений  в рамках национальной экономики  представляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов  и финансы граждан.

Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций и является составной  частью экономической политики государства.

Важной  составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

 Также было  уделено внимание вопросу: основные  функции финансового механизма  в реализации антикризисных мер  в России, где были рассмотрены  меры государства в реализации  антикризисной политики в стране.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. А. Кудрин. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. «Вопросы экономики». 2009, №1.
  2. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики. http://polbu.ru/babich_finance//.
  3. А.М. Литовских. Финансовый менеджмент. Конспект лекций. Финансовый механизм и его структура. http://polbu.ru/litovskih_finmanage//.
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие 3-е издание. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 302 с
  5. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др., Финансы. Денежное обращение. Кредит., Учебник для вузов. Под редакцией проф. Л.А.Дробозиной. - М: Финансы, ЮНИТИ, 2007. - 425 с.
  6. Камаев В.Д., Ильчиков, М.З., Борисовская Т.А Экономическая теория- М.: Кнорус, 2008.-382с.;
  7. Ковалев В.В. Финансы предприятий, Учеб. пособие, - М.: ООО ВИТРЭМ, 2007. - 361 с.
  8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. - 6-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС.- 2006.-624с.;
  9. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов - 2-е изд.,2010. - 309
  10. С. Алексашенко. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики (доклад ГУ-ВШЭ и МАЦ). «Вопросы экономики». 2009, №5.
  11. Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 365 с.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит: Задачи и решения: Учебное - практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008.-448с.;
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ под Ред. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2000.-479с.;

1 Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов - 2-е изд., 2010. - с. 29 .

2 Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993. Гл. 3.

3 Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 28, 29.

4 А. Кудрин. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. «Вопросы экономики». 2009, №1.

 


Информация о работе Финансовый механизм и его элементы