Финансовый механизм управления развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Трансформационные процессы в экономике страны, переход к рыночным отношениям привели к существенному смещение акцентов в вопросах управления хозяйственными комплексами регионов. Так, если раньше региональные исследования были, прежде всего, направлены на обслуживание потребностей централизованной системы управления, то в настоящее время существенную роль играют региональные, местные интересы. В новых условиях ударение в управлении переносится по вопросам размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов, их хозяйственных комплексов, развития населения, повышение качества его жизни.

Файлы: 1 файл

фин мех упр разв региона.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Трансформационные процессы в экономике страны, переход  к рыночным отношениям привели к  существенному смещение акцентов в  вопросах управления хозяйственными комплексами  регионов. Так, если раньше региональные исследования были, прежде всего, направлены на обслуживание потребностей централизованной системы управления, то в настоящее  время существенную роль играют региональные, местные интересы. В новых условиях ударение в управлении переносится  по вопросам размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов, их хозяйственных  комплексов, развития населения, повышение  качества его жизни.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции: социальные, экономические, политические, экологические. Таким образом, финансовая политика является составной частью социально-экономической политики государства. Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, ее стратегическими целями, раскрывающими основные направления  формирования, распределения и использования  финансов, и совокупностью мероприятий, осуществляемых органами государственной  власти и управления для достижения выдвинутых целей. Важнейшей целью  финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание  государственных и муниципальных  финансов, необходимых для более  полного удовлетворения потребностей общества.

В связи с  этим большое значение приобретают  вопросы оптимального распределения  государственных финансов и их эффективного целевого использования, в том числе  для реализации целевых программ (федеральных, региональных). Таким  образом, в условиях становления  рыночных отношений на всех уровнях  хозяйствования выдвигается вопрос о взаимовыгодных финансовых и экономических  отношениях, как по горизонтали, так  и по вертикали. Основой финансовой политики является система организации  финансовых отношений, механизм финансового  регулирования и обеспечения  социально-экономического развития регионов и государства в целом.

 

 

1 Понятие и содержание  финансового механизма управления  регионом

Финансовый  механизм управления развитием субъекта Федерации является неотъемлемой частью экономического механизма управления и представляет собой совокупность форм организации финансовых отношений, способов образования фондов финансовых ресурсов и их использования в целях достижения необходимых условий экономического и социального развития субъекта Федерации в соответствии с постоянно меняющимися потребностями.

Любой механизм управления, в том числе и финансовый, имеет два взаимосвязанных начала: объективное и субъективное. Объективная  сторона финансового механизма  проявляется в том, что он строится в соответствии с требованиями объективных  экономических законов. С другой стороны финансовый механизм носит  субъективный характер, так как устанавливается  государственными органами для решения  тех задач, которые стоят перед  ними на том или ином этапе развития. Органическое сочетание таких начал  позволяет характеризовать механизмы  управления движения денежных средств  экономическими категориями.

Так, методы перераспределения совокупного  дохода общества (бюджетный механизм) должны быть адекватны уровню экономического развития территории, отражать ее состояние  и способствовать ее укреплению. В  противном случае финансовый или  любой другой экономический механизм управления будет представлять собой нагромождение законодательных и нормативно-правовых актов, не соответствующих реальным экономическим процессам. «Финансовый механизм в рамках воспроизводства общественного продукта выполняет функции аккумуляции финансовых ресурсов, финансирования расходов, стимулирования и регулирования экономического развития. Финансовый механизм в подсистеме финансов хозяйствующих субъектов проявляется в соотношении отдельных форм денежных доходов и накоплений, распределении чистой прибыли, использовании бюджетных средств» (42, с.25).

Финансовая  политика региона реализуется в  рамках субъекта Федерации в пределах его компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. Функционирование и развитие территориальных финансов основывается на концепции региональной экономической политики. Главная  цель региональной финансовой политики – стабилизация производства и обеспечение  экономического роста. Необходимым  условием успешной реализации региональной финансовой политики является обеспечение  единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур. Разработка региональной финансовой политики должна начинаться с прогнозирования платежеспособного спроса и его рационального распределения, изучения региональных финансово-кредитных рынков, оценки финансовых возможностей региона, стимулирования развития собственного финансового потенциала территории для решения важнейших социально-экономических проблем развития.  

В финансовом механизме управления можно выделить мобильный блок элементов: налоговые  ставки, налогооблагаемая база, нормативы  обязательного резервирования денежных средств, уровень нормируемых расходов. Эти элементы чаще других подвергаются корректировке с учетом интересов  субъектов экономических отношений  и особенностей развития отдельной  территории. Финансовый механизм есть система управления финансами, предназначенная  для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью их эффективного воздействия на развитие территории, устанавливаемая региональными органами государственной власти в соответствии с экономическими требованиями.

Структуру финансового  механизма управления экономическим  развитием территории можно определить как единство бюджетной, налоговой  и кредитной политики субъекта Российской Федерации. Финансовой базой региональных структур власти являются их бюджеты. Через региональные бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется  в их назначении. Эти бюджеты выполняют  следующие функции:

формирование  денежных фондов, являющихся финансовой основой деятельности региональных органов власти;

распределение и использование денежных фондов между отраслями народного хозяйства;

контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

С организационно-экономических  и методических позиций бюджетный  механизм можно охарактеризовать как  сложную совокупность взаимосвязанных  элементов. Такими элементами являются: бюджетное планирование, бюджетное  регулирование, исполнение бюджета. Специфика  частных элементов бюджетного механизма  управления определяется видами доходов, налогов, направлениями бюджетного финансирования. Здесь можно выделить такой элемент бюджетного механизма  как бюджетное нормирование, то есть определение норм и нормативов, в соответствии с которыми устанавливаются предельные суммы расходования бюджетных средств. В последнее время особое значение в действии бюджетного механизма приобретают система органов управления бюджетным процессом, контролирующая система и система нормативно-правового обеспечения.

Таким образом, финансово-бюджетный механизм призван  формировать и использовать финансовые ресурсы региона – бюджет и  внебюджетные фонды. Этот механизм должен быть направлен на эффективную реализацию социальной и экономической политики региона. Бюджетный механизм необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи  с налоговым механизмом. Это связано  с тем, что налоги заключают в  себе большие возможности для  экономического воздействия на общественное производство, его динамику и структуру.

Принятие  оптимального налогового механизма  для региона означает как выбор  разумных налогов, так и обеспечение  соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. В  налоговом регулировании ведущая  роль принадлежит постоянно, временно и селективно предоставляемым налоговым  льготам. Налоговая льгота может (льгота по налогам) устанавливается, как и  налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Использование налоговых рычагов позволит создать  более благоприятный налоговый  фон для расширения хозяйственной  деятельности в приоритетных для  региона направлениях. В процессе налогового регулирования, осуществляемого  региональными органами власти, обновляются  основные производственные фонды, обеспечиваются необходимые размеры и темпы  роста капитальных вложений, стимулируется  развитие отдельных отраслей, регулирование  потребления и инвестиционный спрос.

Цель региональной налоговой политики, которая дополняет  налоговые мероприятия федеральных  органов власти, состоит, кроме всего  прочего, и в создании благоприятных  условий для вложения средств  различными субъектами хозяйствования в социально-экономическую инфраструктуру региона. Региональным органам власти целесообразно предоставлять новым  предприятиям налоговые и кредитные  льготы, чтобы стимулировать их размещение на подведомственной территории, а  также исходя из их значимости для  экономики региона. Именно поэтому  фискальная функция налогов не должна подавлять других ее функций, особенно регулирующей и стимулирующей. Соблюдение равновесия между всеми функциями  позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма.

Для эффективного функционирования финансового  механизма управления регионом в  бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджета субъекта Российской Федерации;

2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Федерации, а также  органами местного самоуправления  по осуществлению социально-экономической  политики, формированию доходных  и расходных статей соответствующих  бюджетов, сбору и использованию  налогов и других обязательных  платежей;

3) возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать  финансовый и налоговый потенциал  региона;

4) сбалансированность бюджетов  всех уровней;

5) возможность (в пределах собственных  финансовых ресурсов) самостоятельного  принятия решений о направлениях  и масштабах использования бюджетных  средств;

6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие региона.

Нельзя не отметить значимость денежно-кредитных  отношений в формировании стабильного  финансового механизма региона. Финансово-кредитный механизм можно  представить в форме организации  отношений в области финансов, кредита, а также форм, методов  и условий финансирования и кредитования. Действие финансово-кредитного механизма  должно быть направлено, прежде всего, на выявление дополнительных резервов развития. Финансово-кредитный механизм, включающий комплекс подсистем воздействия  на развитие экономики, направлен на управление финансово-кредитными процессами. Конечная цель такого воздействия –  обеспечение нормальных условий  функционирования финансов и кредита  в региональном масштабе, то есть формирование бездефицитного бюджета, финансирование и кредитование плановых мероприятий, контроль за выполнением планов и программ, соблюдением установленного порядка и пропорций образования и использования фондов денежных средств.

Финансово-кредитный механизм управления выступает в качестве составной  части единой финансово-кредитной  системы, которая охватывает сферу  финансово-кредитных отношений (объект финансово-кредитной системы), совокупность финансовых и кредитных органов (субъект финансово-кредитной системы). В свою очередь финансово-кредитный механизм состоит из ряда взаимосвязанных систем, обеспечивающих необходимый уровень его воздействия на сферу финансово-кредитных отношений: финансово-кредитное планирование; формы, методы и принципы финансирования и кредитования; организация контроля.

Другими словами финансово-кредитный  механизм управления развитием региона  представляет собой совокупность форм и методов использования денежных ресурсов и кредита для решения  задач финансово-экономической политики территории. Обеспечивая соответствующие  организационные предпосылки для  распределения и перераспределения  денег, финансово-кредитный механизм является одним из основных инструментов, с помощью которого региональные органы управления могут оказывать  регулирующее воздействие на воспроизводственный  процесс.

Финансово-кредитный механизм можно  рассматривать с точки зрения государственных региональных займов и государственных региональных кредитов. Одной из основных функций  государственного регионального кредита  выступает перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями  экономики региона и целесообразностью  поддержки того или иного направления  социально-экономической деятельности. Но при этом не следует забывать о регулирующей и контролирующей функциях. Значительное место в системе  финансово-кредитных отношений занимает механизм целевого бюджетного кредитования. Бюджетные кредиты предусматриваются  в бюджете на текущий финансовый год и являются источником финансирования отраслевых программ инвестиционного  характера, пополнения оборотных средств предприятий. Но в связи с тем, что выделение бюджетных кредитов связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Рассматривая финансово-кредитный  механизм управления, необходимо обратить внимание на региональные займы, которые  можно определить как денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, от физических и юридических лиц, иностранных государств на основании  заключаемых договоров, по которым  возникают долговые обязательства  субъекта Федерации. Выделяются государственные  внутренние и внешние займы. Право  осуществления внешних заимствований  и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. От имени субъекта Федерации внешние заимствования осуществляет исполнительный орган региона. Однако в соответствии с законодательством Российской Федерации право осуществлять государственные внешние заимствования имеют лишь те регионы, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Информация о работе Финансовый механизм управления развитием региона