Финансовый механизм управления развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Трансформационные процессы в экономике страны, переход к рыночным отношениям привели к существенному смещение акцентов в вопросах управления хозяйственными комплексами регионов. Так, если раньше региональные исследования были, прежде всего, направлены на обслуживание потребностей централизованной системы управления, то в настоящее время существенную роль играют региональные, местные интересы. В новых условиях ударение в управлении переносится по вопросам размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов, их хозяйственных комплексов, развития населения, повышение качества его жизни.

Файлы: 1 файл

фин мех упр разв региона.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время большое значение приобретают внутренние займы. Право  осуществления государственных  внутренних заимствований от имени  субъекта Российской Федерации и  выдачи гарантий другим заемщикам для  привлечения кредитов принадлежит  уполномоченному органу исполнительной власти региона. Государственные займы  осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Федерации. Таким образом, по договору государственного займа заемщиком выступает субъект  Российской Федерации. «Договор государственного займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или других государственных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов или иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение» (9, с.245).

2 Роль финансового механизма  в управлении социально-экономическим  развитием региона

Роль финансового  механизма в управлении социально-экономическим развитием региона в условиях становления рыночных отношений характеризуется тем, что по мере внедрения экономических методов управления происходит изменение системы ценностей, приоритетов и тенденций развития. Выполняя функции мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и стимулирования развития тех или иных звеньев хозяйственного комплекса, финансовый механизм призван обеспечить воспроизводственный процесс в регионе путем покрытия затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых как субъектами хозяйствования (самофинансирование), так и финансовыми учреждениями (кредитование) и государством. Перераспределение финансовых ресурсов при помощи финансового механизма позволяет осуществлять регулирование экономического развития путем целенаправленного изменения темпов развития как народного хозяйства в целом, так и отдельных его составляющих, а также изменение его структуры.

Условиями эффективного функционирования финансового механизма  управления процессами социального  и экономического развития являются многообразие форм собственности на средства производства и их законодательно закрепленное равноправие, наличие  условий для рыночного ценообразования, наличие рынка труда, товаров  и капитала, а также самофинансирование предпринимательской деятельности и четкое разграничение регламентирующих функций и собственности различных  уровней власти, подкрепленных системой рыночного законодательства.

Финансовый  механизм управления процессами экономического и социального развития предполагает наличие объективно существующих финансовых отношений, имеющих конкретные формы  проявления, адекватные характеру производственных отношений в обществе. В условиях становления рыночной экономики  формы финансовых отношений претерпевают существенные изменения. Развитие рыночных отношений и предпринимательства  предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию, развитие конкуренции  и создание свободного рыночного  пространства, проведение политики свободного ценообразования под воздействием спроса и предложения и либерализацию  внешнеэкономической деятельности. Оно должно сопровождаться созданием  соответствующей системы финансовых отношений в обществе и финансовым оздоровлением экономики.

Финансовый механизм управления, как  и любая другая управляющая система, предполагает наличие, как объекта, так и субъекта управления. В качестве объектов здесь выступают разнообразные  виды финансовых отношений, в том  числе и финансы региона, которым  соответствуют в качестве субъектов  финансовые органы, хозяйствующие субъекты и население (см. прил.). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих функционирование финансового механизма управления, составляет финансовый аппарат. В управлении посредством финансов различают стратегическое, или общее управление, и оперативное. Стратегическое управление выражается в    определении    финансовых   ресурсов,   предусматриваемых   для разработки соответствующих прогнозов на различные по времени сроки,  установлении  необходимых  объемов  финансовых  ресурсов для реализации целевых программ развития субъекта Федерации и т. п.

Стратегическое управление осуществляется органами законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации и включает, прежде всего, такие направления, как  перестройку структуры хозяйства  субъекта Федерации, приватизацию, коммерциализацию, демонополизацию и создание в  регионе конкурентной среды. Оперативное  управление финансами является прерогативой соответствующих органов субъектов Федерации, финансовых управлений местных органов власти, а также органов управления внебюджетных фондов.

Регулирование процессов социального  и экономического развития субъекта Федерации посредством сбора  и перераспределения финансовых ресурсов с целью осуществления  целенаправленных изменений как  его развития в целом, так и  отдельных его структурных составляющих приобретает особую роль при переходе от преимущественно командно-административной системы управления к рыночной, где  приоритет отдается экономическим  рычагам управления. При этом следует иметь в виду, что регулирование развития экономики региона осуществляется в двух формах. Одна из них - это саморегулирование. Для этой формы характерны такие методы формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и применяют на практике сами субъекты хозяйствования. Вторая форма регулирования экономического развития предполагает участие властных структур (государственного и регионального уровней) в процессе развития общественного производства путем выработки и использования различных экономических инструментов, в том числе и финансовых рычагов воздействия на процессы развития. При этом регулирующее воздействие различных звеньев финансовой системы осуществляется с учетом специфики регулирования разных видов экономической деятельности (решение проблем воспроизводственных, отраслевых, социальных и т. п.).

Наряду с  государственным бюджетом и внебюджетными  фондами, региональные финансы являются одним из звеньев финансовой системы  государства. В условиях развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении усиливается  роль региональных (местных) финансов. Региональные финансовые ресурсы, как  совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий, подразделяются по своему составу на региональные бюджеты, средства субъектов хозяйствования и территориальные  внебюджетные фонды.

Элементами  организационной структуры управления финансовой системы являются различного рода организации, в той или иной степени участвующие в процессе управления финансами субъекта Федерации. Если рассматривать систему управления финансами региона в широком  смысле этого слова, когда субъекты управления могут быть объектами  и наоборот, то можно предложить следующую классификацию, состоящую  из трех групп органов:

1. Финансовые  органы государственной представительной  и исполнительной власти:

департамент финансов (или финансовое управление) Администрации субъекта Федерации;

территориальная налоговая инспекция;

территориальная налоговая полиция;

территориальный орган Федерального казначейства;

бюджетно-финансовая комиссия территориальной Думы;

контрольно-счетная  палата территориальной Думы;

территориальные отделения государственных банков;

территориальные органы управления государственными внебюджетными  фондами.

2. Финансовые  органы негосударственных форм  собственности:

коммерческие  банки;

финансово-промышленные группы;

негосударственные внебюджетные фонды;

инвестиционные  фонды (компании);

валютные  биржи;

страховые компании;

прочие субъекты финансового рынка.

3. Финансовые  подразделения предприятий (организаций,  учреждений) различных отраслей  экономики и форм собственности. 

Перечисленные выше элементы организационной структуры управления финансовой системы субъекта Федерации находятся в самых различных отношениях зависимости: от полного административного подчинения до полной самостоятельности.

Если рассматривать  систему управления финансами региона  в узком смысле, то в состав организационной  структуры управлении финансами  входят лишь финансовые органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации.

Что касается функций управления финансами, то выделяют такие функции, как:

планирование  финансов (всесторонняя оценка состояния  финансов, выявление возможности  увеличения финансовых ресурсов и направления  их для наиболее эффективного использования);

стратегическое  управление финансами (определение  финансовых ресурсов через прогнозирование  на перспективу, установление объемов  финансовых ресурсов на реализацию целевых  программ);

оперативное управление финансами (маневрирование финансовыми ресурсами с целью  ликвидации «узких мест», решение вновь  возникающих задач);

контроль (сопоставление  фактических показателей с плановыми (контрольными, нормативными), выявление  резервов финансовых ресурсов, определение  путей более эффективного их использования) (35, с.6-9).

Перечисленные выше общие функции управления финансами  на практике модифицируются в конкретные функции посредством уточнения  объектов воздействий. Например, бюджетное  планирование является важнейшей частью финансового планирования. Оно представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая  за планируемый период может быть мобилизована в государственный  бюджет и использована на общегосударственные  цели. Одновременно определяются параметры  распределения и перераспределения  между отдельными звеньями бюджетной  системы, что связано с особенностями  бюджетной политики государства (25, с.41).

Каждый элемент  организационной структуры управления финансовой системы имеет свои цели, задачи и функции. Например, финансовое управление администрации региона  должно проводить политику по финансовому  обеспечению программ социально-экономического развития всего региона, частное  малое предприятие максимизирует  свою прибыль. Финансовый механизм управления, реализуемый финансовой политикой  администрации субъекта Федерации, должен быть ориентирован на согласование целей всех элементов организационной  структуры управления в направлении  глобальной цели субъекта Федерации  при выполнении его локальных  целей.

Таким образом, региональная экономическая политика представляет собой систему мер государственного воздействия на социально-экономическое развитие региона, направленных на решение проблемы асимметрии, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения. При этом сердцевиной региональной экономической политики является стратегический блок, главным элементом которого является проблема эффективного формирования и управления экономическим потенциалом территории. 

 
 

 

Заключение

Основная задача регионального управления - создание условий, способствующих всестороннему  социально-экономическому развитию регионов и их отдельных частей, обеспечивающих комплексное развитие хозяйства  региона, координацию деятельности различных отраслей на его территории в целях повышения эффективности  производства, разработку стратегии  и тактики формирования региональных хозяйственных комплексов, их социально-экономическое развитие.

Под финансовым механизмом развития экономики региона  следует понимать систему взаимодействия экономических и финансовых методов, способов, рычагов, которая выражается в организации, планировании и стимулировании развития региональной экономической системы на основе эффективного использования финансовых ресурсов. К его структурным элементам следует отнести финансовые инструменты, методы, отношения, рычаги, показатели, а также правовое, методическое и информационное обеспечение.

Сегодня наибольшая нагрузка ложится на экономические  и особенно на финансово-бюджетные  методы управления, а рост бюджетно-финансовой обеспеченности территорий; полная сбалансированность доходов и расходов на основе постоянного увеличения налоговых поступлений от развивающегося производства являются одними из важнейших критериев оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона.

Создание экономических рычагов и стимулов для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона возможно через эффективное управление бюджетами на региональном и местном уровне посредством бюджетно-налоговых механизмов.

 

 
 

 
 


Информация о работе Финансовый механизм управления развитием региона