Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:40, контрольная работа
Трансформационные процессы в экономике страны, переход к рыночным отношениям привели к существенному смещение акцентов в вопросах управления хозяйственными комплексами регионов. Так, если раньше региональные исследования были, прежде всего, направлены на обслуживание потребностей централизованной системы управления, то в настоящее время существенную роль играют региональные, местные интересы. В новых условиях ударение в управлении переносится по вопросам размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов, их хозяйственных комплексов, развития населения, повышение качества его жизни.
В последнее время большое
Роль финансового механизма в управлении социально-экономическим развитием региона в условиях становления рыночных отношений характеризуется тем, что по мере внедрения экономических методов управления происходит изменение системы ценностей, приоритетов и тенденций развития. Выполняя функции мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и стимулирования развития тех или иных звеньев хозяйственного комплекса, финансовый механизм призван обеспечить воспроизводственный процесс в регионе путем покрытия затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых как субъектами хозяйствования (самофинансирование), так и финансовыми учреждениями (кредитование) и государством. Перераспределение финансовых ресурсов при помощи финансового механизма позволяет осуществлять регулирование экономического развития путем целенаправленного изменения темпов развития как народного хозяйства в целом, так и отдельных его составляющих, а также изменение его структуры.
Условиями эффективного
функционирования финансового механизма
управления процессами социального
и экономического развития являются
многообразие форм собственности на
средства производства и их законодательно
закрепленное равноправие, наличие
условий для рыночного
Финансовый
механизм управления процессами экономического
и социального развития предполагает
наличие объективно существующих финансовых
отношений, имеющих конкретные формы
проявления, адекватные характеру производственных
отношений в обществе. В условиях
становления рыночной экономики
формы финансовых отношений претерпевают
существенные изменения. Развитие рыночных
отношений и
Финансовый механизм управления, как и любая другая управляющая система, предполагает наличие, как объекта, так и субъекта управления. В качестве объектов здесь выступают разнообразные виды финансовых отношений, в том числе и финансы региона, которым соответствуют в качестве субъектов финансовые органы, хозяйствующие субъекты и население (см. прил.). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих функционирование финансового механизма управления, составляет финансовый аппарат. В управлении посредством финансов различают стратегическое, или общее управление, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов, предусматриваемых для разработки соответствующих прогнозов на различные по времени сроки, установлении необходимых объемов финансовых ресурсов для реализации целевых программ развития субъекта Федерации и т. п.
Стратегическое управление осуществляется
органами законодательной и
Регулирование процессов социального
и экономического развития субъекта
Федерации посредством сбора
и перераспределения финансовых
ресурсов с целью осуществления
целенаправленных изменений как
его развития в целом, так и
отдельных его структурных
Наряду с государственным бюджетом и внебюджетными фондами, региональные финансы являются одним из звеньев финансовой системы государства. В условиях развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении усиливается роль региональных (местных) финансов. Региональные финансовые ресурсы, как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий, подразделяются по своему составу на региональные бюджеты, средства субъектов хозяйствования и территориальные внебюджетные фонды.
Элементами
организационной структуры
1. Финансовые
органы государственной
департамент финансов (или финансовое управление) Администрации субъекта Федерации;
территориальная налоговая инспекция;
территориальная налоговая полиция;
территориальный орган Федерального казначейства;
бюджетно-финансовая комиссия территориальной Думы;
контрольно-счетная палата территориальной Думы;
территориальные
отделения государственных
территориальные органы управления государственными внебюджетными фондами.
2. Финансовые органы негосударственных форм собственности:
коммерческие банки;
финансово-промышленные группы;
негосударственные внебюджетные фонды;
инвестиционные фонды (компании);
валютные биржи;
страховые компании;
прочие субъекты финансового рынка.
3. Финансовые
подразделения предприятий (
Перечисленные выше элементы организационной структуры управления финансовой системы субъекта Федерации находятся в самых различных отношениях зависимости: от полного административного подчинения до полной самостоятельности.
Если рассматривать систему управления финансами региона в узком смысле, то в состав организационной структуры управлении финансами входят лишь финансовые органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации.
Что касается функций управления финансами, то выделяют такие функции, как:
планирование финансов (всесторонняя оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов и направления их для наиболее эффективного использования);
стратегическое управление финансами (определение финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объемов финансовых ресурсов на реализацию целевых программ);
оперативное управление финансами (маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких мест», решение вновь возникающих задач);
контроль (сопоставление
фактических показателей с
Перечисленные
выше общие функции управления финансами
на практике модифицируются в конкретные
функции посредством уточнения
объектов воздействий. Например, бюджетное
планирование является важнейшей частью
финансового планирования. Оно представляет
собой процесс определения
Каждый элемент
организационной структуры
Таким образом, региональная экономическая политика представляет собой систему мер государственного воздействия на социально-экономическое развитие региона, направленных на решение проблемы асимметрии, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения. При этом сердцевиной региональной экономической политики является стратегический блок, главным элементом которого является проблема эффективного формирования и управления экономическим потенциалом территории.
Основная задача
регионального управления - создание
условий, способствующих всестороннему
социально-экономическому развитию регионов
и их отдельных частей, обеспечивающих
комплексное развитие хозяйства
региона, координацию деятельности
различных отраслей на его территории
в целях повышения
Под финансовым механизмом развития экономики региона следует понимать систему взаимодействия экономических и финансовых методов, способов, рычагов, которая выражается в организации, планировании и стимулировании развития региональной экономической системы на основе эффективного использования финансовых ресурсов. К его структурным элементам следует отнести финансовые инструменты, методы, отношения, рычаги, показатели, а также правовое, методическое и информационное обеспечение.
Сегодня наибольшая
нагрузка ложится на экономические
и особенно на финансово-бюджетные
методы управления, а рост бюджетно-финансовой обеспеченн
Создание экономических рычагов
Информация о работе Финансовый механизм управления развитием региона