Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

главная цель работы - показать роль финансов и финансовой системы как двигателя экономики, способствующему росту национального дохода, повышению эффективности народного хозяйства, а следовательно и росту благосостояния населения страны.
В связи с этим основными задачами работы является необходимость:
-остановиться на понятии, сущности и особенностях финансов;
- охарактеризовать роль государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны;
- исследовать финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально- экономические процессы в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности финансов……………………………………...6
2. Роль государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны
2.1 Валовый внутренний продукт………………………………………..12
2.2 Государственные финансы………………………………………….. 15
3. Финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально-экономические процессы в стране.........................19
3.1Распределительная функция финансов………………………………20
3.2 Контрольная и другие функции финансов………………………..…22
3.3 Социальная функция государственных финансов…….……………24
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………30
Приложение……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

спановский курсач.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль государственных  финансов в формировании финансовых  ресурсов страны

2.1 Валовый внутренний продукт

Валовый внутренний продукт  является обобщающим экономическим  показателем, который выражает в  рыночных ценах совокупную стоимость  товаров и услуг, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.

ВВП - это стоимость произведенных  товаров и услуг, поэтому стоимость  промежуточных товаров и услуг  не входит в ВВП, чтобы избежать повторного счета и охарактеризовать конечный экономический результат в стране за рассматриваемый период времени.

ВВП - это внутренний продукт, потому что произведен резидентами, к которым относятся все хозяйствующие  субъекты (предприятия и население) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие экономический  интерес на экономической территории данной страны, в пределах которой  лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. ВВП исчислен до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала - это уменьшение стоимости основного капитала в течении отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных несущественных повреждений.

Для примера приведу факты  изменения валового внутреннего  продукта по доходам и расходам в  России за 2012-2013годы.

По данным Госкомстата  России, объем валового внутреннего продукта за февраль 2013 года составил 62356,9 млрд. рублей, или 103,4% к соответствующему периоду 2013 года. Темп роста объема производства промышленной продукции в феврале 2013 году  составил 97,9 %, инвестиций в основной капитал - 100,3%, продукции сельского хозяйства - 102,4%, грузооборота транспорта - 97,4 %, оборота розничной торговли - 102,5 %.

В январе 2013г. денежные доходы населения сложились в сумме 87,5 млрд. рублей и увеличились по сравнению  с январем 2012г. на 11,1%, денежные расходы  населения – соответственно 110,5 млрд. рублей (на 13,4%). Денежные расходы  населения превысили доходы на 23,0 млрд. рублей. В январе 2013г. среднедушевые  денежные доходы составили 16417 рублей в месяц.

По оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за январь-декабрь 2012 г. составили  12 858,3 млрд. рублей. По отношению к  ВВП доходы федерального бюджета  составили 20,6%, что на 0,3 процентного  пункта выше величины за  аналогичный  период 2011 года.

Поступление доходов в  январе-декабре 2012 г. составило 99,6% к  общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Общий объем налоговых  и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 5 160,1 млрд. рублей или 8,3% ВВП (в январе-декабре 2011 г. – 4 475,4 млрд. рублей, 8,0% ВВП).

Нефтегазовые доходы составили  за январь-декабрь 2012 г. 6 452,9 млрд. рублей или 10,3% ВВП, что на 0,2 процентного  пункта выше, чем за аналогичный  период предыдущего года. Средняя  цена на нефть за январь-декабрь 2012 г. составила 110,5 долл. за баррель.

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-декабрь 2012 г. составили 12 871,1 млрд. рублей или 20,6% ВВП, что на 1,0 процентного пункта выше показателя расходов в процентах к ВВП  за аналогичный период предшествующего  года. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 320,0 млрд. рублей, что на 0,04% ВВП больше аналогичного периода  прошлого года (262,7 млрд. рублей или 0,5% ВВП в 2011 году). Непроцентные расходы в январе-декабре 2012 г. выше на 1,0 процентного пункта, чем в том же периоде прошлого года (12 551,1 млрд. рублей или 20,1% ВВП по сравнению с 10 672,5 млрд. рублей или 19,1% ВВП соответственно).

С учетом исполнения бюджета  по доходам и расходам дефицит  федерального бюджета в январе-декабре 2012 г. составил 12,8 млрд. рублей или 0,02% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года профицит был равен 430,8 млрд. рублей или 0,8% ВВП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственные финансы -основа финансовых ресурсов страны

Государственное управление финансами - одна из главных и постоянно  осуществляемых функций любого государства. Современная российская система  управления финансами характеризуется  тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами - достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости  государства. В свою очередь конкретные цели - сбалансированность бюджета, оптимизация  государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических  интересов государства и его  граждан.

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы  базируется на следующих принципах:

Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями  и населением; финансы предприятий  выражают отношения по созданию и  использованию денежных фондов предназначенных, для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической  и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через  централизованные финансовые органы и  единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных  и нормативных актах.

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему  со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении  финансовых ресурсов между отраслями  экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы - это  отношения по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта (СОП) и части  национального богатства, связанные  с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны  и управления.

В сфере государственных  финансов выделяются звенья:

государственный бюджет

внебюджетные фонды

государственный кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях  прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального  дохода и определяется налоговой  системой и бюджетно-финансовой политикой  государства.

Внебюджетные фонды создаются  федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции  денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой  направленности расходования средств  их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды  социального страхования, имеющие  общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в  качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке  облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует  в следующих формах: государственные  займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательствафедерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья: федеральные финансы, финансы субъектов РФ, местные финансы

 

 

 

 

 

3. Финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально-экономические процессы в стране

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое  место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых  проявляется их сущность. Под функциями  понимается та «работа», которую выполняют  финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как  правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения  ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Та часть финансов, которая  функционирует в сфере материального  производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

 

 

3.1 Распределительная функция финансов

Распределительная функция  проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства. Они  делятся на две группы:

1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых  в сфере материального производства;

2. доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение  национального дохода, связанное:

- с межотраслевым и  территориальным перераспределением  средств в интересах наиболее  эффективного и рационального  использования доходов и накоплений  предприятий и организаций;

- наличие наряду с непроизводственной  сферой, в которой национальный  доход не создается (просвещение,  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, управление);

- перераспределением доходов  между различными социальными  группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности  и социальными группами населения.

Информация о работе Финансовый механизм