Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:10, курсовая работа
главная цель работы - показать роль финансов и финансовой системы как двигателя экономики, способствующему росту национального дохода, повышению эффективности народного хозяйства, а следовательно и росту благосостояния населения страны.
В связи с этим основными задачами работы является необходимость:
-остановиться на понятии, сущности и особенностях финансов;
- охарактеризовать роль государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны;
- исследовать финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально- экономические процессы в стране.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности финансов……………………………………...6
2. Роль государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны
2.1 Валовый внутренний продукт………………………………………..12
2.2 Государственные финансы………………………………………….. 15
3. Финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально-экономические процессы в стране.........................19
3.1Распределительная функция финансов………………………………20
3.2 Контрольная и другие функции финансов………………………..…22
3.3 Социальная функция государственных финансов…….……………24
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………30
Приложение……………………………………………………………….32
Конечная цель распределения
и перераспределения
3.2 Контрольная и другие функции финансов
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные
отношения финансовый контроль направлен
на обеспечение финансового
Одна из важных задач финансового
контроля - проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты
Контрольная функция финансов
проявляется также через
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно
присущая финансам, может реализоваться
с большей или меньшей
Помимо распределительной
и контрольной функции, по мнению
некоторых экономистов, финансы
выполняют также регулирующую функцию.
Эта функция связана с
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
3.3 Социальная функция государственных финансов
Социальная функция
Роль государства в
регулировании экономики в
В этой связи можно обратиться
к Федеральному Постановлению «Цели
и задачи бюджетной политики на 2008
год и среднесрочную
В нем отмечается, что главной целью финансовой политики является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности -- удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем -- высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции.
Следует также отметить,
что особенности
Заключение
Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
Финансы - совокупность объективно
обусловленных экономических
Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.
Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:
распределительная функция
позволяет формировать
контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.
Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.
Во-первых, финансы обладают
потенциальным свойством
Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.
В сфере материального
производства финансы, обслуживая кругооборот
производственных фондов, способствуют
созданию новой стоимости. С помощью
финансов распределяется выручка и
прибыль хозяйствующего субъекта, формируются
доходы, накопления и отчисления, образуются
целевые денежные фонды для удовлетворения
разнообразных потребностей самих
участников производства и общества
в целом. Через количественное и
качественное воздействие финансы
способствуют изменению структуры
и динамики производства. Перераспределение
финансовых ресурсов между хозяйствующими
субъектами и территориями может
создавать условия для
В сфере обращения финансы
активно влияют на процессы обмена.
Благодаря распределению у
В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.
Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
При выработке финансовой
политики следует исходить из конкретных
особенностей исторического развития
общества. Она должна учитывать специфику
внутренней и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые
возможности страны. Учет текущих
особенностей должен дополняться изучением
опыта использования
В процессе проведения финансовой политики особенно важное требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Список используемой литературы.
(ред. от 07.05.2013)// РГ N 153-154, 12.08.1998.
3. Финансы: Учебник / под ред. А.Г. Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2012.-496с.
4. Деньги кредит банки: Учебник/ под ред. Янкиной И.А.-М.: Кнорус, 2012. 600с.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / под ред. Щегорцова В.А.-М.: Юнити-Дана, 2012.-415с.
6. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / под ред. Белотеловой Н.П.-М.: Дашков и К, 2013.-400с.
7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов/ под ред. Климовича В.П.- М.: Финансы и статистика, 2005.
8. Финансовое право: Учебник
для вузов под ред.
9. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие под ред.Тосуняна Г.А.- М.: Дело, 2007.