Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

главная цель работы - показать роль финансов и финансовой системы как двигателя экономики, способствующему росту национального дохода, повышению эффективности народного хозяйства, а следовательно и росту благосостояния населения страны.
В связи с этим основными задачами работы является необходимость:
-остановиться на понятии, сущности и особенностях финансов;
- охарактеризовать роль государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны;
- исследовать финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально- экономические процессы в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности финансов……………………………………...6
2. Роль государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны
2.1 Валовый внутренний продукт………………………………………..12
2.2 Государственные финансы………………………………………….. 15
3. Финансовый механизм государственных финансов как инструмент воздействия на социально-экономические процессы в стране.........................19
3.1Распределительная функция финансов………………………………20
3.2 Контрольная и другие функции финансов………………………..…22
3.3 Социальная функция государственных финансов…….……………24
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………30
Приложение……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

спановский курсач.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения  материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и  организаций в улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

 

 

 

 

 

3.2 Контрольная и другие функции финансов

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная  функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен  на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных  богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной  функции финансов, общество знает  о том, как складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового  контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная  функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в  качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться  с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц  порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых обязательств. Ковалев В.В. Управление финансами.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

3.3 Социальная функция государственных финансов

Социальная функция государственных  финансов способствует решению социальных проблем: регулированию трудовых отношений, проведению государственной политики в области заработной платы, воздействию  на цены на социально значимые товары и услуги, содействию трудоустройству  незанятого населения, переподготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п. Рост бюджетных  доходов в 2000 г. позволил ликвидировать  задолженность федерального бюджета  перед социальной сферой, дополнительно  профинансировать ряд важных государственных  и социальных программ. Бюджетная  система в целом перестала  быть источником неплатежей в экономике. Исполнение бюджетных обязательств способствовало повышению уровня политической и социальной стабильности в стране.

Роль государства в  регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что  государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных  кланов и групп. Как социальный партнер  государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских  структур, социальных групп, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями и профсоюзами по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

В этой связи можно обратиться к Федеральному Постановлению «Цели  и задачи бюджетной политики на 2008 год и среднесрочную перспективу».

В нем отмечается, что  главной целью финансовой политики является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности -- удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения  социальных проблем -- высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции.

Следует также отметить, что особенности государственных  финансов проявляются прежде всего в их формировании. Как известно, на 80--90% источниками здесь служат налоговые поступления и на 10-20% -- неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Другой особенностью является создание централизованных фондов, а также системы муниципальных фондов финансовых ресурсов. Своеобразна сама практика использования государственных финансов. Они расходуются на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Значительная специфика имеется в их применении при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень особенных свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только о самой общей их характеристике, но и о значении для развития общества и его экономики.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансы - это система  экономических (денежных) отношений, с  помощью которой создаются и  расходуются фонды денежных средств.

Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых  в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства  и субъектов хозяйствования для  целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и друг их потребностей.

Роль финансов в экономике  определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных  категорий и возможностью влияния  на все стадии воспроизводственного процесса.

Объективные предпосылки  влияния финансов на воспроизводственный  процесс заложены в функциях этой категории:

распределительная функция  позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды  в соответствии с потребностями  развития общественного воспроизводства  в целом и отдельных его  хозяйствующих субъектов;

контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику  может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется  пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется  воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны  с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают  весь воспроизводственный процесс  в целом, т. е. сфера их влияния  не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и  на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального  производства финансы, обслуживая кругооборот  производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью  финансов распределяется выручка и  прибыль хозяйствующего субъекта, формируются  доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих  участников производства и общества в целом. Через количественное и  качественное воздействие финансы  способствуют изменению структуры  и динамики производства. Перераспределение  финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может  создавать условия для прогрессивных  сдвигов и повышения эффективности  производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного  процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических  и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы  активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей  формируются целевые денежные фонды  и тем самым создаются условия  для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение  выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные  фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы  влияют на объем и структуру потребления  общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

Важная составная часть  финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику  внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих  особенностей должен дополняться изучением  опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важное требование обеспечения ее взаимосвязи с  другими составными частями экономической  политики: кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"// РГ N 283, 07.12.2012.
  2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ

(ред. от 07.05.2013)// РГ N 153-154, 12.08.1998.

3. Финансы: Учебник / под ред. А.Г.  Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2012.-496с.

4. Деньги кредит банки: Учебник/ под ред. Янкиной И.А.-М.: Кнорус, 2012. 600с.

5. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / под ред. Щегорцова В.А.-М.: Юнити-Дана, 2012.-415с.

6. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / под ред. Белотеловой Н.П.-М.: Дашков и К, 2013.-400с.

7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов/ под ред. Климовича В.П.- М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Финансовое право: Учебник  для вузов под ред. Запольского  С.В.-М.: 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2011. - 792 с.

9. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие под ред.Тосуняна Г.А.- М.: Дело, 2007.

Информация о работе Финансовый механизм